16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма
1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:
o во-первых, единственной реальностью является идея;
o во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.
Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.
2. Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
o само понятие материи ложно;
o существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;
o материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;
o наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;
o единственная очевидная реальность есть сознание человека;
o со смертью человека и его сознания исчезает все;
o идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;
o высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в
118
то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,
хрупок и всецело зависит от него.
3. Дэвид Юм (1711 — 1776) — другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:
o проблема отношения бытия и духа неразрешима;
o человеческое сознание склонно к идеям;
o сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);
o без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;
o человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» — приобретенные знания и опыт; «впечатления внутреннего опыта» — аффекты, страсти;
o аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.
4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814) — представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни — ректор) Берлинского университета.
Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции» Повод к ее выдвижению — противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого ок-ружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу — объединить бытие и мышление.
Фихте идет дальше своего учителя Канта:
o отвергает саму идею «вещей в себе» — непознаваемой разумом внешней реальности;
o единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект);
o считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;
o вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет;
119
o само «Я» — не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы).
«Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме «тезис — антитезис — синтез», а именно:
o Абсолютное Я полагает само себя («Я» полагает Я);
o «Я» полагает (образует) «не-Я» — внешнюю окружающую действительность (антитезис);
o «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным началом — окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции).

Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» — окружающим миром внутри «Абсолютного Я» — субъективного духа может быть:
o практическим (от «Я» — к «не-Я»; «Я» — творит, определяет «не-Я», основной вид взаимодействия);
o теоретическим (от «не-Я» к «Я» — второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из «не-Я» — окружающего мира — в «Я» (конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы. По Фихте, свобода — добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история — процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы — наделение всех частной собственностью.
В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность — воплощение духа.
120
Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что «Я-концепция» осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взгля-дом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.
Вопрос 39. Философия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа: