16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Разум — высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) — предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются:
o количество;
o качество;
o отношение;
o модальность.
(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)
Сами категории:
o количества — единство, множество, цельность;
o качества — реальность, отрицание, ограничение;
o отношения — субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
o модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.
Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:
первые две категории каждого из четырех классов — противоположные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом — цельность; качества — реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.
Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.
111
7. Наряду с «чистым разумом» — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — «Критика практического разума».
Главные вопросы «Критики практического разума»:
o Какой должна быть мораль?
o Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим
выводам:
o чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;
o между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;
o мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.
И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».
В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:
o человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
o человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
8. В своей третьей книге критического периода — «Критика способности суждения» — Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:
o целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);
o целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);
o целесообразности духа (наличие Бога).
9. Социально-политические взгляды И. Канта:
o философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
o видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);
112
o был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;
o осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
o считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:
o дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
o выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);
o выведено двенадцать категорий — предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
o сформулирован категорический императив — моральный закон;
o выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
o осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Вопрос 37. Философия Гегеля
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
o теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);
o диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
o «Феноменология духа»;
o «Наука логики»;
o «Философия права».
2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля — отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея — это:
o единственно существующая подлинная реальность;
113
o первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
o Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:
o окружающего мира;
o природы;
o человека;
o а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя: