16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o особое внимание уделила проблеме развития;
o значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
o взглянула на историю как целостный процесс.
4. Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 — 1804).
Иммануил Кант:
o дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
104
o выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
o выдвинул учение о категориях — основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
o сформулировал моральный закон («категорический императив»);
o выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление,
выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.
Исключительная заслуга Гегеля перед философией — разработка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Иоганн Фихте (1762 -.1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я-концепция»).
Фридрих Шеллинг (1775 — 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.
Людвиг Фейербах (1804 — 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. 5. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.
Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:
o философией Людвига Фейербаха;
o марксистской философией;
o творчеством вульгарных материалистов.
Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и зало-
105
жила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.
6. Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:
o марксистская философия;
o политэкономия (экономическое учение);
o научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 — 1883) и Фридрих Энгельс (1820 — 1895).
Марксистская философия:
o выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;
o показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
o осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
o рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);
o дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
o выступала с атеистических позиций.
7. Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты — Фохт, Бюхнер, Молешотт — смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:
o механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
o рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень — желчь»).
8. Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.
Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.
Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 — 1860).
В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.
106
Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия — бытие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире — то есть жизнь, единственную реальность для человека.
Одним из основоположников «философии жизни» являлся Фридрих Ницше (1844 — 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти» — экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).
В будущем «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений — прагматизма и экзистенциализма.
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
1. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 — 1804) — немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
o докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
o критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило-софских произведений Канта:
o «Критика чистого разума»;
o «Критика практического разума»;
o «Критика способности суждения».
2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.