16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




3. Франсуа Бабеф (псевдоним — Гракх Бабеф) (1760 — 1797) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком. Он:
o решительно отвергал все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели целью принесение народу счастья;
o подвергал жесткой критике существующее общество и государство;
o главным социальным злом видел возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы -богатых и бедных;
o считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами;
101
o был убежден, что указанное (коммунистическое) общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. Бабеф стал первым философом-коммунистом, который попытался осуществить свои идеи на практике. Им была проделана работа по подготовке вооруженного восстания, найдены сторонники, составлены манифесты и программа действий будущего революционного правительства. Данная организация получила название «Заговор во имя равенства». В 1797 г. заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены.
В дальнейшем, в XIX и ХХ вв., его учение о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и нашло много сторонников.
4. Клод Сен-Симон (1760 — 1825) продолжил традицию утопического социализма во Франции. Он:
o близко подошел к диалектическому пониманию мира (единство и борьба противоположностей);
o выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм;
o в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все — политику, социальные отношения, мировоззрение) — экономический детерминизм;
o выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени — к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса);
o целью философии видел создание лучшего, разумного общества;
o лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей;
o в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое «промышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключительно способности человека (так называемая «иерархия способ-ностей»), будет запрещено право наследования (чтобы уровнять всех в возможностях, предотвратить праздность и тунеядство, дать каждому «начать с нуля» и добиться того положения в обществе, которое отвечает его способностям), будет введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану (чтобы избежать перепроизводства или дефицита и были удовлетворены потребности всех членов общества);
102
o руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального «класса» (то есть буржуазия), но не в качестве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма.
Также Сен-Симон считал, что:
o пролетариат и буржуазия сольются в один класс — индустриальный;
o оптимистически смотрел в будущее — человечество обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества;
o считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем — неуклонно развивающаяся экономика приведет к тому, что общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное;
o выдвинул идею о замене существующей религии «новой религией», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку — брат». 5. Франсуа Фурье (1772 — 1837) также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Можно выделить следующие основные положения его философии:
o буржуазная мораль лжива;
o атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее;
o человек, история, общество развиваются по законам природы;
o буржуазное общество имеет три основных вида противоречий — между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом), социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис производства), моральные (буржуазный брак и т. д.);
o идеальное общество — «общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
1. Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
o глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
103
o совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
o открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).
2. В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
o немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
o материализм (середина и вторая половина XIX в.);
o иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».
3. Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII — первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
o Иммануила Канта (1724 — 1804);
o Иоганна Фихте (1762 — 1814);
o Фридриха Шеллинга (1775 — 1854);
o Георга Гегеля (1770 — 1831);
o Людвига Фейербаха (1804 — 1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
o объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
o субъективный идеализм (Фихте);
o материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
o повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;