16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
11
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
o объективный идеализм;
o субъективный идеализм;
o материализм;
o вульгарный материализм;
o дуализм;
o деизм;
гносеологической (познавательной) стороны:
o гностицизм;
o агностицизм;
o эмпиризм (сенсуализм);
o рационализм.
2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
o материализм;
o идеализм;
o дуализм.
Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
o материя реально существует;
o материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
o материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
o материя существует и развивается по своим внутренним законам;
o сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
o сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
o сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные
12
французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
o объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
o субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
o реально существует только идея;
o идея первична;
o вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
o «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
o «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
o каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом — идеи дома, корабль — идеи корабля и т. д.);
o большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
o отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
13
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
o все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
o идеи существуют в разуме человека;
o образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
o вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
o существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
o все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);
o в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;
o материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
o основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого
(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
14
3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
o эмпиризмом (сенсуализмом);
o рационализмом.
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).