16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи;
o познание — отражение материи самой материей;
o источником большинства знаний являются чувства;
o причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
o выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;
o в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
3. Жюльен Ламетри (1709 — 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций:
o полностью отвергал идеализм и теологию;
o считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции — материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;
o душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;
o поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;
o выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;
98
o был утилитаристом — считал, что смысл жизни человека — личное счастье;
o считал частную собственность гарантией свободы человека;
o идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».
4. Дени Дидро (1713 — 1784) — один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искус-ства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:
o признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;
o движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);
o отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;
o в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
o идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики — разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.
5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 — 1789) и Гельвеций (1715 — 1771).
Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:
o четко выделили два ведущих философских направления — материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);
o освободили философию от многих религиозных предрассудков;
o дали более реалистическое определение субстанции — материя;
o выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
o подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание;
99
o обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
o выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;
o обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;
o обосновали идеи социальной справедливости;
o идеологически подготовили Великую французскую революцию.
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии
1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.
Представители данного направления жестко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг.
Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.
2. Габриэль Мабли (1709 — 1785) — философ, историк, писатель (брат Кондильяка), один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии Франции:
o подвергал суровой критике философию Просвещения в целом (называл свое время «веком болтовни и парадоксов»);
o отвергал и материализм, и деизм;
o считал, что атеисты, материалисты, деисты (а к их числу принадлежало большинство философов — современников и соотечественников Мабли) слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, практически не уделяют никакого внимания морали;
o главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия;
100
o был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, — отсюда большое влияние на поступки и поведение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям;
o считал, что сама природа человека заставляет его жить сообща с другими людьми — в обществе;
o видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а деятельность людей направлена на обеспечение себя и соплеменников (а не на обогащение), золотой век человечества;
o был сторонником идеи о том, что причиной гибели первобытного коммунизма, «золотого века человечества», а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы;
o идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей;
o одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на практике, частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.