16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
o видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
o в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
o выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства. 3. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755) — французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:
o выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы;
o видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;
o отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих вопросах) и подавление человеческой инициативы;
o считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;
o видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к дес-
95
потизму, северные с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);
o считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли Свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;
o выдвинул идею «разделения властей» — то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;
o выступал за верховенство закона.
Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств:
o идея приоритета закона;
o идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии.
В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:
o видел в Боге мировую волю и мировой разум;
o считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
o считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной
души;
o был убежден, что человек не в силах до конца познать мир
(в частности, сущностей вещей и явлений);
o выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;
o был сторонником эмпирического (опытного) познания;
o считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
o обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть
96
паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);
o в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);
o власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами — непосредственно через собрания, сходы,
o в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией И понимающих ведущие науки.
5. Этьенн Кондильяк (1715 — 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследованию проблем познания (гносеологии). Можно выделить следующие основополагающие идеи его философии:
o мир познаваем;
o человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);
o окружающий мир является источником всех знаний;
o в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);
o самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.
Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.
97
Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
2. Жан Мелье (1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист:
o не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);
o не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;
o считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции — материи;
o материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству — движению;