16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Призраки рынка и призраки театра — приобретенные заблуждения.
Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.
Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).
Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знание».
6. Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации — свойства человеческого ума:
o память;
88
o воображение;
o рассудок.
Памяти соответствуют исторические науки, воображению -поэзия, рассудку — философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о:
o Боге;
o природе;
o человеке.
Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:
o природу — непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;
o Бога — через природу;
o себя — через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).
Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:
o было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;
o гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;
o определена новая цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);
o предпринята первая попытка классифицировать науки;
o дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.
7. Томас Гоббс (1588 — 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:
o решительно отвергал теологическую схоластическую философию;
o целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;
o в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;
89
o был убежденным материалистом;
o считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
o разработал теорию государства;
o первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.
Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:
o сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);
o метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;
o естественные знаки — «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т. д.);
o произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;
o знаки в роли «меток» — специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);
o знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.
Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.
Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем:
o человек обладает изначально злой природой;
o движущей силой действий человека являются личная выгода
и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
o указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;
o право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;
90
o в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;
o для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе — государство;
o чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;
o государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудо-вище-»Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
8. Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.
Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:
o мир материалистичен;
o в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);
o сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт — tabula rasa);
o источником опыта выступает внешний мир;
o цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
o идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
o идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
1. Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем