16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o воздержанность;
o простоту;
o образованность;
o здравый смысл.
К отрицательным (нежелательным и несущим беду) философ относит:
o фанатизм;
o невежество;
o насилие;
o лицемерие;
o чрезмерную интеллектуальную усложненность (за что он особенно критиковал «схоластику» — «идеологические основы» прогресса того времени).
81
3. Гуго Гроций (1583 — 1645) — философ, юрист, общественный деятель, яркий представитель социально-политической и правовой философии Голландии.
Основными проблемами его философских исследований были:
o гносеология (познание);
o государство и право;
o проблемы войны и мира;
o международные отношения.
Гроций стал одним из основоположников теории естественного права, в которой можно выделить следующие основные идеи:
o право не дано Богом;
o право изначально заложено в человеке;
o все существующее право можно разделить на два больших раздела — естественное право и писаное (позитивное) право;
o естественное право — это право, заложенное самой человеческой природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т. д.) — оно должно неукоснительно соблюдаться независимо от того, записано оно в законах или нет;
o писаное (позитивное) право — те нормы поведения, которые создаются человеком и записываются в официальных источниках — законах и т. д.;
o официальное (писаное, позитивное) право должно опираться на естественное и не противоречить ему.
4. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.
Предметом философских исследований Спинозы были:
o проблема субстанции;
o теория познания;
o этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.
Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта (см. вопрос 27 «Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции»), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.
Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для
82
своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависит от него.
Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога.
5. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:
o не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;
o существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
o данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
o природа и Бог — едины;
o не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;
o Бог внутри Природы;
o только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» — единичные вещи;
o единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — «модусами» единой субстанции — Природы-Бога;
o внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими каче-ствами:
o существует;
o самостоятельна и независима от кого-либо;
o имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
o обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);
o бесконечна в пространстве и времени;
83
o вечна (несотворима и неуничтожима);
o неподвижна.
Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде следующей схемы (сравните ее со схемой теории субстанции Декарта, вопрос 27 «Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции»).

6. Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступени познания:
o «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;
o познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), — второй уровень, менее истинный;
o чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе — полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.
7. Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:
o детерминизма (обусловленности всего в природе);
o соотношения свободы и необходимости.
Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:
o свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно
целое;
o Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в
рамках жесткой необходимости;
84
o модусы (проявления субстанции — единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
o модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости;
o желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является «духовным автоматом», по выражению Спинозы);
o путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;
o свобода — это познанная необходимость.
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:
o максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;
o освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.
По этим причинам девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».