16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
o материальные (вещи);
o духовные (идеи).
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
o протяжение — для материальных;
o мышление — для духовных.
77
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.
Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
В целом учение Декарта о субстанции можно выразить следующей схемой:

78
4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.
С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
5. При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.
Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).
Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:
o допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
o сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
o последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
o строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род
79
знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.
Данные идеи могут быть двух видов:
o понятия;
o суждения.
Примером могут служить следующие:
o врожденных понятий — Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т. д.;
o врожденных суждений — «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.
Целями познания, по Декарту, являются:
o расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
o использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;
o изобретение новых технических средств;
o усовершенствование природы человека.
В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени
1. Голландия (Нидерланды) стала родиной передовой и прогрессивной для своего времени (XVI — XVII вв.) философии. Этому способствовали:
o выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле (использование новейших технических средств, изобретения, развитое мореплавание, коммуникации);
o более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные общественно-экономические отношения;
o первая в Европе буржуазно-демократическая революция;
o высокий уровень грамотности населения, развитое книгопечатание, распространение идей гуманизма.
Наиболее выдающимися философами Голландии эпохи Возрождения и нового времени являлись:
o Эразм Роттердамский;
o Гуго Гроций;
o Бенедикт (Барух) Спиноза.
80
2. Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 — 1536) — философ богослов, гуманист, представитель так называемого «Северном Возрождения». Основными направлениями его философии были:
o критика и высмеивание средневековой схоластики;
o восхваление раннего христианства (именно в возвращении к идеям и практике ранних христиан — «ренессансе раннего христианства» и отказе от католического идейного, организационного, политического засилья философ видел путь спасения христианства как истинной веры);
o призывы к моральному поведению (соблюдению «философии Христа»);
o обоснование в качестве идеала государства сильной, но гуманной монархии.
Самое знаменитое произведение философа (в котором затрагиваются данные вопросы) — «Похвала Глупости».
Также Эразм Роттердамский пытается объяснить окружающий мир и найти оптимальный путь поведения в нем человека. Он приходит к следующим главным выводам:
o мир двойственен (диалектичен) — все взаимосвязано, все противоположные процессы, явления. Есть разные стороны одного целого;
o необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов, экзальтации, ослепленности какой-либо идеей — всегда соблюдать спокойствие и трезвость мышления.
Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества.
К первым (хорошим и желательным) он относит:
o свободу;
o миролюбие;