16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o отсутствует частная собственность;
o все граждане участвуют в производительном труде;
o результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
o труд совмещается с одновременным обучением;
o жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
o солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;
o большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
o во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков
1. Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов.
71
Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два основных этапа:
o VII — IX вв — период зарождения арабской философии;
o IX — XV вв. — период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.
2. Основными направлениями арабской философии периода зарождения были:
o школа мутакаллимов;
o школа мутазилитов;
o суфизм.
Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Представители школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.
Мутазилиты («обособившиеся») также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относительно материалистический характер. В частности, мутазилиты:
o отвергали многие догмы (недоказуемые «исходные» истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма;
o отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно
которым Бог имел человеческий облик);
o отождествляли Бога и Вселенную;
o верили в силу и разум человека;
o считали, что человек способен познать окружающий мир с
помощью разума.
Представители суфизма (суфисты, от суф — шерсть, власяница; по мнению Аль-Бируни, созвучно слову «софист») считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику. 3. В IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были характерны:
o усиление влияния материалистических идей (что стало результатом открытий в области медицины и естественных наук);
o заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской философии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).
72
Аль-Кинди (800 — 879) сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании.
Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия — время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к которым причислил:
o материю;
o форму;
o движение;
o пространство;
o время.
Также философ выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакаллимы — ортодоксальные «исламские схоласты») и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания:
o логическо-математическую;
o естественно-научную;
o метафизическую (философскую).
Причем, по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном познания.
Философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался преследованиям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой).
Аль-Фарби (870 — 950) систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об «эманации» и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны).
Ибн-Сина (Авиценна) (980 — 1037) вывел арабскую философию на новый уровень прогресса. Главные труды по философии: «Книга исцеления» («Книга спасения»), «Книга знания».
Авиценна:
o высмеивал косность и догматизм исламских теологов;
o пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными
73
и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);
o видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума;
o основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях);
o не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;
o считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы;
o причину возникновения мира видел в «эманации» — истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости;
o выступал против идеи «первотолчка», которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи;
o считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);
o наделял душу особыми свойствами — идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью;
o также считал вечным Бога и окружающий мир. 4. Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126- 1198).
Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под властью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике.