16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;
o провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пурита-низма, добросовестного отношения к работе.
Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.
Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:
o необходимо реформировать не только Церковь, но общество
в целом;
o цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле;
o главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;
o частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);
68
o жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;
o власть и собственность должны принадлежать простому народу — «ремесленникам и пахарям».
В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.
Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.
Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:
o торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;
o сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.
3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 — 1527) — итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:
o человек обладает изначально злой природой;
o движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
o совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
o для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;
o правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
o правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);
69
o ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
o в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.
4. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.
Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.
Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.
Согласно Т. Мору в Утопии:
o не существует частной собственности;
o все граждане участвуют в производительном труде;
o труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
o все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:
o в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;
70
o от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;
o самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;
o первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически — трудовой коллектив);
o все должностные лица избираются — прямо или косвенно;
o мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);
o жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца: