16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
64
Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в философии и медицине.
Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.
Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:
o Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
o Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
o все космические тела движутся по собственной траектории;
o космос бесконечен;
o процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:
o Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
o Вселенная не имеет центра и бесконечна;
o Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
o звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
o число миров во Вселенной бесконечно;
o все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
o не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.
Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:
o изобрел телескоп;
o с помощью телескопа исследовал небесные тела;
o доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
65
o обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни — «моря») на Луне;
o открыл спутники вокруг других планет;
o исследовал динамику падения тел;
o доказал множественность миров во Вселенной.
Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:
o наблюдении;
o выдвижении гипотезы;
o расчетах воплощения гипотезы на практике;
o экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:
o философия Реформации;
o политическая философия;
o философия социалистов-утопистов.
2. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.
Предпосылками возникновения данного направления были:
o кризис феодализма;
o зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
o ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
o незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
o кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
o распространение в Европе идей гуманизма;
66
o рост самосознания личности, индивидуализм;
o рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.
В Реформации выделяются два основных течения:
o бюргерско-евангелическое;
o народное.
Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.
Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.
Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 — 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.
Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:
o общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
o между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;
o необходимо упрощение обрядов;
o церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
o необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
o должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
o дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
o необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
o необходимо запретить индульгенции.
Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.
Согласно Кальвину:
o ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;
o смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;
67
o все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;
o выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
o профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
o добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;
o успех в работе — признак богоизбранности;
o вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:
o возглавил реформационное движение в Женеве;
o добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»);