16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




К основным чертам гуманизма относились:
o антицерковная и антисхоластическая направленность;
o стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
o антропоцентризм — особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
o жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.
Данте Алигьери (1265 — 1321) — автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время
61
комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:
o воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
o восхваляет человека;
o отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;
o признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
o верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т. д.).
Франческо Петрарка (1304 — 1374) — автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:
o человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
o человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
o человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;
o человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
o человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
o загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
o человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
o внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Балла (1507 — 1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»:
o ниспровергал церковные авторитеты;
o критиковал схоластику за искусственность, надуманность и
неистинность;
o в центр мироздания ставил человека;
o верил в возможности человека и его разум;
o отвергал аскетизм и самоотрешение;
o призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
62
o был сторонником равенства мужчины и женщины;
o высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
3. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.
Теоретики неоплатонизма:
o противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
o предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
o не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
o призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.
Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:
o не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);
o «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
o исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
o едины идея и материя;
o реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
63
o Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
o Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);
o бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);
o бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
o невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом
идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы:
o возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);
o признать за человеком полную свободу выбора;
o объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования.
4. В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.
Представители натурфилософии:
o обосновывали материалистический взгляд на мир;
o стремились отделить философию от теологии;
o формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
o выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
o считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).