16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
o откровение и разум (вера и знание) — не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
o вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
o вера и разум дают истинное знание;
o если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
o все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
o разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
o не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
o философия и теология — разные науки;
o философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
o все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:
o даны пять доказательств существования Бога;
o систематизирована схоластика;
o закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
o доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);
o выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
o вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
58
o разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;
o логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
o совершенствование орудий труда и производственных отношений;
o кризис феодализма;
o развитие ремесла и торговли;
o усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
o укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
o появление первых парламентов;
o отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
o повышение уровня образованности в Европе в целом;
o великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
o научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
59
2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
o гуманистическое (XIV — XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) — в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
o неоплатоническое (сер. XV — XVI вв.), представители которого — Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. — развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
o натурфилософское (XVI — нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
o реформационное (XVI — XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. — стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
o политическое (XV — XV] вв., Николо Макиавелли) — изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
o утопическо-социалистическое (XV — XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) — искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
o антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
o оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
o перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
o принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
60
o большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
o торжество индивидуализма;
o широкое распространение идеи социального равенства
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
1. В философии эпохи Возрождения (XIV — XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:
o гуманистическое;
o неоплатоническое;
o натурфилософское;
o реформационное;
o политическое;
o социалистическо-утопическое.
Последние три течения принято объединять под общим названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Более подробно они описаны в вопросе 24 «Социально-политическая философия эпохи Возрождения». Данный же вопрос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натурфилософскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.
2. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV — середине XV вв. Его центром была Италия.