16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
o выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.
54
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного
1. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — «О граде Божьем» — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
Иными известными произведениями Августина являются: «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке».
Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:
o ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;
o Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
o Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;
o Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
o в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
o короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;
o Церковь — единственная сила, способная объединить мир;
o бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
o высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
o после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
55
2. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
o Бог существует;
o главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
o все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;
o Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
o знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
3. Значение философии Августина Блаженного в том, что им:
o уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);
o Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);
o обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;
o выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
o воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
o одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)
1. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.
Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
56
2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
o движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
o причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
o случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
o степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -
o цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл — значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, — Бог.
3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
o разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;
o подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
o подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
o считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
o доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
o сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
o все состоит из материи и формы (идеи);
57
o суть любой вещи — единство формы и материи;
o форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
o форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
o идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.