16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
o по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
o отличается от животных наличием мышления и разума;
o имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно последнее качество — потребность жить в коллективе — приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
7. Аристотель выделяет шесть типов государства:
o монархия;
o тирания;
o аристократия;
o крайняя олигархия;
o охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
o полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
48
8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
o внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
o дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
o выделил 10 философских категорий;
o дал определение бытия через категории;
o определил сущность материи;
o выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа — политии;
o внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).
Вопрос 18. Философия Эпикура
1. Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.
Философия Эпикура делится на три больших раздела:
o учение о природе и космосе («физика»);
o учение о познании («каноника»);
o учение о человеке и его поведении («эстетика»).
2. Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:
o ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);
o вселенная вечна и бесконечна;
o все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;
o атомы и пустота вечны;
o атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);
o «мира чистых идей» не существует;
o существует множество материальных миров во Вселенной.
3. «Каноника» (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:
o окружающий мир познаваем;
o основным видом познания является чувственное познание;
o невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение;
49
o ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.
4. «Эстетику» Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:
o своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);
o человек есть результат биологической эволюции;
o боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
o судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
o душа является особым видом материи;
o душа человека смертна, как и тело;
o человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
o счастье человека состоит в удовольствии;
o под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);
o нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков
1. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I — V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).
Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 — 220), Август Блаженный (354 — 430), Боэций (480 — 524), Альберт Великий (1193 — 1280), Фома Аквинский (1225 — 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Пьер Абеляр (1079 — 1142), Уильям Оккам (1285 — 1349), Николай из Отрекура (XIV в.).
50
Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:
o теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
o изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
o господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе — в Библии);
o сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
o человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
o провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
o выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
o выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
o мир считался познаваемым через познание Бога, которое
может быть осуществлено через веру в Бога.
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
2. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения:
o Бог сотворил окружающий мир из ничего;