16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.
Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение «К самому себе».
К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:
o глубокое личное уважительное отношение к Богу;
o признание высшим мировым началом Бога;
o понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;
o объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;
41
o видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;
o разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;
o признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;
o разделение души и разума;
o призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;
o размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;
o предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.
Вопрос 16. Философия Платона
1. Платон (427 — 347 гг. до н. э.) — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».
Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
2. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
o материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
o окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
o реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
o чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
o любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
o весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
42
3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
o «единого»;
o «ума»;
o «души».
«Единое «:
o является основой всякого бытия;
o не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);
o есть ничто;
o выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
o первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»:
o происходит от «единого»;
o разделен с «единым»;
o противоположен «единому»;
o является сущностью всех вещей;
o есть обобщение всего живого на Земле. «Душа «:
o подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое — ничто» и «ум — все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
o также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
o душа человека (вещи) есть часть мировой души;
o душа бессмертна;
o при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
o постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.
4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
o поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
o «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — «докса»);
43
o «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
o высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников — «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).
Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
o монархия — справедливая власть одного человека;
o тирания — несправедливая власть одного человека;
o аристократия — справедливая власть меньшинства;
o олигархия — несправедливая власть меньшинства;
o демократия — справедливая власть большинства;
o тимократия — несправедливая власть большинства, власть
военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
o все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;
o работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
o воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;
o философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории,
познают мир, учат, управляют государством;
o философы и воины не должны иметь частной собственности;
o жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;