16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»
Вопрос 15. Философия киников и стоиков
1. Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода.
Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.
2. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
o возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
o добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
o отсутствие постоянного места жительства, скитания;
o паразитический образ жизни, попрошайничество;
o предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
38
o восхваление физической и духовной бедности;
o крайний аскетизм;
o замкнутость;
o критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
o непризнание авторитетов;
o воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
o неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
o отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
o концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
o радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
3. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — «кинос», «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник»). В действительности название — от слова «Киносарг» — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:
o жил в бочке;
o заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!»;
o выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
o вывел понятие «гражданин мира» (космополит);
o отвергал брак;
o жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
o не признавал никаких законов, кроме закона природы;
39
o гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
o идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
4. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» — название портика в Афинах, где она была основана).
Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так называемых «апорий» — парадоксов).
Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.
o ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон,
Клеанф, Хрисипп и др.;
o средняя стоя (II — I вв. до н. э.) — Панеттий, Посидоний;
o поздняя стоя (I в. до н. э. — III в. н, э.) — Сенека, Эпиктет, Марк
Аврелий.
5. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.
Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).
К характерным чертам стоической философии также относятся:
o призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
o признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;
o определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
o призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
o признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
o неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
o оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
40
o восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
o высокий эстетизм в мыслях и поступках;
o осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
o признание стремления к счастью высшей целью человека.
6. Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.
Сенека (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.
В своих произведениях философ:
o проповедовал идеи добродетели;
o призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;
o приветствовал покой и созерцание;
o был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
o верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;
o преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»;
o считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;