18 Март 2011

Управление ВЭД




Изо всех членов ВТО только 25 государств связаны обяза-тельствами по экспортным субсидиям, позволяющими их законное использование до определенного срока.
Не субсидировать аграрный экспорт согласились Грузия, Киргизия, Эстония. Китай заявил, что после вступления в ВТО не будет применять экспортные субсидии для сельскохозяйственной продукции. Однако некоторые страны, взявшие обязательства не использовать экспортные субсидии, хотят к ним вернуться. Так, Латвия во время переговоров по присоединению дала понять, что намеревается в будущем увеличить инвестиции в сельскохозяй-ственные программы. Венгрия оказалась не в состоянии выполнить обязательства перед ВТО. В связи с девальвацией национальной валюты венгерское правительство встало перед необходимостью снижения на 96% бюджетных расходов на экспортные субсидии, что грозило подрывом аграрного сектора. В результате длительных и трудных переговоров Венгрии с членами ВТО срок выполнения обязательств страны по сокращению экспортных субсидий был продлен до 31 декабря 2001г.
» Тщательный расчет импортных тарифов и их согла-сование. Основные меры, которые следует предпринимать в дан-ном вопросе, — повышение тарифных ставок до связанных уров-ней. Особенно это должны учитывать страны с переходной эко-номикой, ведущие переговоры о присоединении к ЕС: различие в связанных тарифах по конкретным продуктам между ними и странами ЕС может препятствовать их вступлению в союз.
В то же время в области тарифных уступок очевидно боль-шое различие между основателями ВТО и ее новыми участниками. Участники ВТО имеют возможность воспрепятствовать любому окончательному решению, которое не соответствует их долгосрочным интересам. В результате уступки стран-претендентов могут быть гораздо более значительными, чем ус-тупки, содержащиеся в соглашениях основателей ВТО. Пример тому — присоединение к ВТО Китая. В ходе двусторонних пере-говоров с Китаем США удалось договориться о тарифных сокра-щениях в этой стране по основным продуктам: на мороженую свинину и потроха с 20% до 12% и устранить нетарифные торго-вые барьеры, на мороженую и свежеохлажденную говядину с 45% до 12%, на мясо птицы с 20% до 10%. Если бы КНР вступила в ГАТТ перед созданием ВТО в 1995 г., сокращение не выходило бы за рамки 10% и 24% (минимальный и максимальный уровень тарифных сокращений по продуктам).
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ В ВТО
Беларусь продолжает переговоры о вступлении в ВТО При-соединение Беларуси к ГАТТ/ВТО чрезвычайно важно, поскольку Беларусь относится к странам с малой открытой экономикой, ориентированной на расширенное участие в международной тор-говле. Как правило, ежегодный внешнеторговый оборот Беларуси превышает объем ее ВВП на 20-30%.
Для вступления в ВТО стране необходимо предоставить ус-тупки странам-членам этой организации, обеспечивая расширен-ный доступ на свой рынок иностранных товаров и услуг. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают страны-члены ВТО, что в том числе означает прекращение тор-говой дискриминации на внешних рынках.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение национального законодательства в об-ласти тарифного и нетарифного регулирования экспорта и им-порта, оптимизация антидемпинговой политики, технических стандартов, экологических требований, защиты прав интеллекту-альной собственности в соответствие с требованиями данной ор-ганизации.
Основные преимущества, которые получит Беларусь при условии присоединения к ВТО:
» недискриминационный доступ к рынкам более 140 го-сударств;
» обеспечение международной правовой защиты эконо-мических интересов страны в рамках стандартов ВТО;
» значительное улучшение открытости торговой политики и практики торговых споров, обеспечивающие большую безопас-ность в торговых отношениях;
» наличие правовой основы для устранения дискримина-ционных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных пошлин), применяемых крупнейшими госу-дарствами в торговле с РБ;
» создание в стране предсказуемой инвестиционной среды;
» укрепление репутации страны как стабильного и пред-сказуемого торгового партнера.
Хотя, перечисленные выше, выгоды могут доминировать, необходимо учитывать и издержки, которые понесет РБ в случае присоединения к ВТО в качестве полноправного участника. Это, прежде всего, издержки экономического и социального характера, с которыми столкнется экономика страны в период адаптации к правилам более острой международной конкуренции в условиях либерализации внешнеторговых связей.