18 Март 2011

Управление ВЭД




Контрольные вопросы по теме №10
1. Какова структура высших органов управления ВЭД в РБ?
2. Какие государственные органы в РБ являются высшими законодательными и высшими исполнительными при разработке и реализации экономической политики государства?
3. Каковы основные функции возложены на МИД при реа-лизации внешнеторговой политики государства?
4. Каковы основные функции возложены на министерства экономики, финансов и торговли при реализации внешнеторговой политики государства?
5. Каковы основные функции Национального банка РБ при реализации внешнеторговой политики?
6. Каковы основные функции Государственного таможен-ного комитета РБ при реализации внешнеторговой политики?
7. Что такое Белорусская торгово-промышленная палата и каковы ее основные задачи при реализации внешнеторговой по-литики?

ТЕМА 11. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
ОПЫТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Факты свидетельствуют, что страны, которые были членами ГАТТ уже в момент образования ВТО в 1995 г. (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Словения), находятся в более выгодном положении по сравнению со странами, вступившими позже (Болгария, Эстония, Латвия, Грузия, Киргизия) или веду-щими переговоры о вступлении.
Страны, не входившие в 1995 г. в ВТО, добиваются присое-динения к данной организации на индивидуальных для каждой страны условиях. Новые члены вступают в ВТО на условиях, со-гласуемых со странами, уже входящими в ВТО, что дает возмож-ность как странам-претендентам, так и членам ВТО добиваться друг от друга особых обязательств.
Рассмотрим уроки присоединения к ВТО, в частности, на примере требований в аграрном секторе. В рамках ВТО было подписано специальное Соглашение по сельскому хозяйству, ко-торое охватывает вопросы: 1) внутренней государственной под-держки сельскохозяйственных производителей; 2) сокращения экспортных субсидий; 3) сокращения уровня внутренних им-портных тарифов.
Меры внутренней поддержки подразделяются на:
1) меры «голубой корзины», которые предполагают выплаты за сокращение объемов производства;
2) меры «зеленой корзины», включающие затраты на разви-тие сельскохозяйственного консалтинга, на страхование урожаев, улучшение пенсионного обеспечения и др.;
3) меры «специального и дифференцированного режимов», предполагающие для развивающихся стран инвестиционные субсидии и частичную компенсацию затрат при покупке ма-териально-технических средств;
4) меры «желтой корзины», выражаемые количественно в показателе совокупной меры поддержки (СМП). Данная группа включает все остальные виды поддержки аграрного производства, в том числе доход, не полученный правительством в результате применения налоговых льгот, кредитных субсидий, списания задолженности сельскохозяйственных предприятий и др.
Очевидно, что последняя группа мер, в отличие от первых трех, нарушает нормальные условия конкуренции на мировом аг-рарном рынке. Три первые группы мер не подлежат обязательному сокращению, меры «желтой корзины» должны быть сокращены, если СМП превышает 5% стоимости валовой продукции сельского хозяйства для развитых стран и 10% — для развивающихся стран.
Важными уроками для стран-претендентов в ВТО в области обязательств в аграрном секторе являются:
» Верный выбор базы и валюты при подсчете совокуп-ной меры поддержки.
Для участников Уругвайского раунда для расчета СМП в качестве базового был определен период 1986-1988 гг., который был взят в том числе и странами Центральной и Восточной Евро-пы, что было смелым шагом для этих стран, поскольку в то время у них не было действующего рыночного механизма. В результате Польше, Чехии, Словакии удалось добиться значительной под-держки сельского хозяйства (в Польше — 4 млрд. долл. США, в Чехии — 434 млн. долл. США в 1995 г.).
В данном вопросе необходимо учитывать девальвацию на-циональной валюты относительно доллара и следовать примеру Польши и Латвии, которые взяли на себя обязательства, рассчи-танные, соответственно, в долларах США и СДР.
За 1995-1998 гг. польский злотый обесценился на 50%. На практике это свело на нет обязательство по 20%-ному снижению СМП, если рассматривать его в национальной валюте. Напротив, Венгрия взяла обязательства по внутренней поддержке в нацио-нальной валюте. За 1995-1998 гг. венгерский форинт обесценился относительно доллара на 60%. В результате 20%-ное сокращение СМП для Венгрии в долларовом эквиваленте оказалось зна-чительно выше, учитывая девальвацию форинта относительно доллара. Это вызвало серьезные проблемы с экспортными субси-диями.
» Принятие обоснованных обязательств по экспорт-ным субсидиям.