18 Март 2011

Управление ВЭД




Частный бизнес, отстаивая свои права, получил вли-
ятельного и чуткого покровителя на высшем правительственном уровне. Этот успех был обусловлен следующими факторами:
» Безоговорочная президентская поддержка, давшая по-нять и чиновникам, и гражданам, что решение «царя» обязательны для исполнения;
» Тот факт, что решения «царя» могли быть отменены только на высшем правительственном уровне;
» Введение жестких санкций против чиновников, которые не выполняли предписаний;
» Установление ограниченного срока рассмотрения жалоб, что обеспечило достижение быстрых и осязаемых результатов.
«Царская канцелярия» состояла из группы высококва-
лифицированных специалистов, которые хорошо представляли, к чему приведет вступление в силу того или иного нормативного акта, как нормативные акты соотносятся друг с другом и в чем должно состоять их административное обеспечение, в одиночку никто не смог бы эффективно реализовать государственную про-грамму дерегулирования.
Наконец, сам факт, что «царь» снискал себе доверие среди чиновников и общественности, одинаково справедливо обеспечи-вая законное право высказываться и беззащитным, и влиятельным гражданам, а также заслужив устойчивую репутацию бес-пристрастного судьи.

Контрольные вопросы по теме №9
1. Какие основные цели реализуются в процессе либерали-зации внешней торговли в переходный период?
2. Каковы основные составляющие нового инструментария внешнеторговой политики в переходных экономиках?
3. Зачем при реформировании переходных экономик необ-ходимо контролировать экспорт?
4. Почему для сырьевых товаров экспортная пошлина предпочтительней лицензирования?
5. Почему импортные таможенные пошлины предпочти-тельней количественных ограничений импорта?
6. Какие основные соображения необходимо принимать странам с переходной экономикой при разработке и/или пере-смотре таможенного тарифа?
7. В чем состоит роль административной структуры тамо-женного регулирования в переходной экономике?
8. Почему для переходных экономик так важно введение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям? Какие возможности это представляет национальным предприяти-ям?

ТЕМА 10. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
Основные понятия:
Президент; Парламент; Совет Министров; Министерство иностранных дел Республики Беларусь; Министерство экономики; Министерство торговли; Министерство финансов; Национальный банк РБ; Государственный таможенный комитет; Торгово-промышленная палата РБ; торгово-экономические службы.
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ ВЭД
Высшими органами управления внешнеэкономической дея-тельностью в Республике Беларусь являются Президент, Парла-мент и Совет Министров.
Роль Президента в регулировании внешнеэкономической деятельности значительна. Он уполномочен подписывать указы, предоставлять те или иные льготы в торгово-экономической об-ласти, выступать инициатором экономических программ.
Парламент как высший законодательный орган издает за-коны, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государ-ства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. К его компетенции относится определение общих принципов ва-лютной политики, утверждение по представлению Совета Мини-стров РБ плана формирования и использования государственного валютного фонда республики, лимита внешнего государственного долга.
По решению парламента могут применяться ответные меры в отношении стран, создающих дискриминационные условия для внешнеэкономической деятельности республики.
Совет Министров (правительство) — высший исполнитель-ный и распорядительный орган власти в республике. Совет Ми-нистров издает постановления и распоряжения во исполнение за-конов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет об-щее руководство в области отношений республики с иностран-ными государствами и международными организациями. Он мо-жет ввести ограничения, установить определенные требования по осуществлению операций международного обмена товарами и услугами в целях обеспечения экономических интересов, а также для выполнения международных обязательств республики.
Совету Министров подчинены различные министерства и ведомства:
» общие: Министерство экономики; Министерство фи-нансов; Министерство иностранных дел; Министерство юстиции.
» отраслевые: Министерство промышленности; Мини-стерство архитектуры и строительства; Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Министерство торговли; Министер-ство связи; Министерство транспорта и коммуникаций.
» специальные: Министерство жилищно-коммунального хозяйства; Министерство труда и социальной защиты; Министер-ство по налогам и сборам; Министерство спорта и туризма; Ми-нистерство информации; Министерство обороны и т.д.
» крупные государственные концерны, объединяющие государственные предприятия ключевых отраслей: «Белнеф-техим», «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белместпром», «Белбиофарм».