18 Март 2011

Управление ВЭД




быть открытыми и вводиться на временной и недискриминационной основе);
» для стран, не располагающих эффективной налоговой системой и имеющих значительный бюджетный дефицит, на пер-вый план может выйти задача увеличения поступлений в бюджет и, следовательно, установления таможенных пошлин на высоком уровне;
» протекционизм традиционно является главной функцией пошлин, и значение этой функции особенно велико для стран с переходной экономикой в условиях низкой конкурентоспособно-сти отечественной промышленности и быстрого увеличения доли импортной продукции на внутреннем рынке.
Необходимо подчеркнуть, что для того, чтобы тарифное ре-гулирование было эффективным, оно должна подкрепляться аде-кватной административной структурой, способной обеспечивать выполнение соответствующих законов и нормативных актов. В бывших централизованно планируемых экономиках таможенные функции были развиты слабо, а таможенные власти испытывали недостаток в квалифицированных кадрах и соответствующем техническом оснащении. Поэтому государство должно поставить целью построение таможенной и административной систем, со-ответствующих новой роли, которую играет таможенный тариф в условиях рыночной экономики.
Конвертируемость валюты и политика обменного курса. Важно подчеркнуть, что даже если устранить все традиционные торговые барьеры, кроме бюрократического контроля за доступом к иностранной валюте, либерализация торговли не имела бы никакого смысла. Поэтому введение конвертируемости нацио-нальной валюты является одной из наиболее важных составляю-щих либерализации торговли. Фактически, ожидаемое влияние этой меры в большой степени совпадает с ожидаемым результатом либерализации торговли в целом: конвертируемость валюты оказывает аналогичное влияние на макроэкономическую стаби-лизацию, реформу цен и антимонопольную политику.
В условиях командно-административной системы нацио-нальные валюты бывших социалистических стран были некон-вертируемы (даже внутри системы СЭВ), и применялись множе-ственные и сильно завышенные официальные обменные курсы. Обменные курсы дифференцировались по отдельным географи-ческим регионам, а иногда и по отдельным категориям товаров. Фактически, они представляли собой сложный набор импортных и экспортных субсидий и/или сборов.
Поэтому для переходных экономик, прежде всего, необхо-димо скорейшее введение конвертируемости национальной ва-люты по текущим операциям. Возможность предприятий импор-тировать больше не должна ограничиваться валютной монополией государства, а должна зависеть лишь от способности финанси-ровать свой импорт в национальной валюте по текущему обмен-ному курсу. Одновременно установление унифицированного курса национальной валюты и его существенное снижение стано-вятся первыми необходимыми мерами новой политики обменного курса. Определение уровня унифицированного обменного курса является сложной задачей, поскольку новый уровень курса должен отвечать различным, часто противоречащим друг другу целям. С одной стороны, значительное понижение обменного курса может позволить избежать трудностей с платежным балан-сом, стимулируя расширение экспортного сектора и ограничивая импорт. С другой стороны, сильная девальвация национальной валюты означает более высокие цены на импорт, что подрывает задачи либерализации импорта, искажает критерии эффективности внутреннего рынка и подпитывает инфляцию. А с точки зрения экспорта, недооцененная валюта сдерживает реальную структурную перестройку экономики, поскольку позволяет не-конкурентоспособным экспортерам выглядеть конкурентоспо-собными на внешних рынках.
СОКРАЩЕНИЕ ОБЪЕМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РЕФОРМ
Мексиканский «царь дерегулирования»
В 1988 году мексиканский президент назначил «царя дере-гулирования». Ежемесячно этот чиновник отчитывался непо-средственно перед президентом и его правительственным эконо-мическим советом. В «царскую канцелярию» с жалобой на об-ременительные нормы и инструкции мог обратиться любой пред-приниматель вне зависимости от размера фирмы. В канцелярии, получив жалобу, должны были выяснить, как появилась данная норма, как она соотносится с другими нормами и должна ли она продолжать действовать. Канцелярия подчинялась строгому вре-менному графику: если не предпринималось действий по отстаи-ванию, пересмотру или отмене ограничений, либо если в течение 45 дней не принималось решение о сохранении, пересмотре или отмене спорной нормы, — эти ограничения и нормы автоматически аннулировались.
Общепризнанно, что деятельность «царя дерегулирования» в течение первых четырех лет заметно ускорила реформы в Мек-сике.