18 Март 2011

Управление ВЭД




Теоретически эту проблему можно решить путем установ-ления квот, введения лицензирования и/или налогов на экспорт. Налоги на экспорт обычно считаются нежелательными, тем не менее, они могут оказаться необходимыми в случаях, когда внут-ренняя цена на товар ниже мировой. Налог на экспорт, равный разнице между внутренней и мировой ценой, позволяет ограни-чить экспорт товаров, субсидируемых внутри страны. В данном случае налог на экспорт предпочтительней лицензирования экс-порта, поскольку он является более открытой мерой и в меньшей степени подвержен давлению со стороны различных отраслей или предприятий, которые были бы заинтересованы в получении привилегированного доступа к лицензиям с целью извлечения рентных доходов.
Еще одним преимуществом налога на экспорт перед лицен-зированием экспорта является то, что он может быть скорректи-рован в соответствии с изменениями мировых цен, которые в случае с энергоносителями могут быть значительными и частыми. Это позволило бы сохранять связь между внутренними и ми-ровыми ценами. Налог на экспорт также делает торговлю более предсказуемой, чем в случае использования лицензирования, по-скольку экспортеры могут заключать сделки вне зависимости от того, получат ли они лицензию на экспорт в будущем или нет. Налог на экспорт автоматически потеряет смысл, как только кон-троль за ценами и субсидирование будут устранены.
Использование лицензирования экспорта может быть оп-равданным в следующих случаях:
» по соображениям безопасности (это относится, например, к экспорту вооружений);
» если импорт некоторых товаров количественно ограни-чен торговыми партнерами, например, заключены соглашения о «добровольном ограничении экспорта» (это обычно касается трех основных категорий товаров — текстиля, стали и изделий из нее и сельскохозяйственных продуктов).
Необходимо подчеркнуть, что все ограничения на экспорт фактически представляют собой неявный налог на импорт, даже при отсутствии явных импортных пошлин. Поскольку все меры по ограничению экспорта сокращают экспортную выручку, ста-новится труднее удовлетворять потребности страны в импорте. Это тем более верно в том случае, если существенная часть ино-странной валюты поглощается обслуживанием внешнего долга.
Политика регулирования импорта. В рамках традицион-ного торгового режима, преобладавшего в централизованно пла-нируемых экономиках, применение таможенных пошлин не было необходимой мерой. Для подавляющей части внешней торговли (соответствующей объему торговли с партнерами по СЭВ) по-шлины не применялись вообще, поскольку она осуществлялась на основе двусторонних государственных соглашений. Что касается торговых операций с другими странами, централизованное распределение иностранной валюты само по себе являлось доста-точно мощным средством ограничения импорта, контроля за его товарной структурой, а иногда и географическим происхождением товаров.
Ликвидация государственной монополии внешней торговли и устранение существовавшей ранее системы неявных ограничитель-ных торговых мер, в частности, централизованного контроля за доступом к иностранной валюте, означало, что государство практически потеряло возможность влиять на события в этой бы-стро растущей части внешней торговли. Эта ситуация была осо-бенно опасна для переходных экономик, поскольку возможный взрывной рост объема импорта еще больше дестабилизировал бы и так уже неустойчивый торговый баланс и увеличил бы давление на платежный баланс этих стран. Поэтому осуществление мер по контролю за импортом стало неизбежным, хотя отчасти это вступает в противоречие с общей целью либерализации торговли.
Как средство ограничения импорта таможенные пошлины предпочтительнее количественных ограничений, поскольку они обеспечивают большую открытость системы и больший простор для развития конкуренции на внутреннем рынке. Однако разра-ботка адекватной структуры таможенных пошлин является до-вольно сложной задачей, поскольку она подразумевает достиже-ние нескольких противоречивых целей. Главный потенциальный конфликт проистекает из необходимости открыть отечественную экономику для иностранной конкуренции и, одновременно, обес-печить защиту «чувствительных» отраслей национальной эконо-мики. При разработке таможенного тарифа (или пересмотре су-ществовавшего ранее) необходимо принимать во внимание сле-дующие соображения:
» для стран — членов Всемирной Торговой Организации и стран, желающих вступить в нее, необходимо согласовывать свои действия с требованиями, вытекающими из обязательств в рамках многостороннего экономического сотрудничества (в частности, новые меры торговой политики, вводимые с целью протек-ционизма на переходный период, должны применяться в соответ-ствии с принципами ВТО, т.е.