18 Март 2011

Управление ВЭД




Структурная перестройка. Хотя либерализация торговли существенно помогает проведению реформы цен и антимоно-польным мерам (усиливая конкуренцию на внутренних рынках путем либерализации импорта), она не может быть единственным инструментом, используемым в этом процессе. Приватизация и преобразование государственного сектора должны идти парал-лельно с либерализацией торговли или немедленно следовать за ней.
Доверие. Как и в случае остальных экономических мер эко-номической политики, частые изменения в торговой политике влияют на ожидания предприятий и домашних хозяйств и могут подорвать доверие к реформам.
Вместе с тем, либерализация внешней торговли на начальном этапе осуществления экономических реформ становится во многих случаях вынужденным шагом, поскольку позволяет снизить остроту кризиса в экономике и ускорить достижение мак-роэкономической стабилизации, без которой невозможно начало структурных преобразований.
С одной стороны, либерализация импорта позволяет быстро наполнить внутренний рынок необходимой потребителям про-дукцией и в значительной мере снять проблему дефицита, ликви-дировать очереди, тем самым снизить инфляционное давление на уровень внутренних цен.
С другой стороны, на начальном этапе осуществления эко-номических реформ, который обычно связан с глубоким эконо-мическим спадом, необходимо проведение и либерализации экс-порта, поскольку она работает как важный фактор поддержания спроса. Открытость экономики и наличие необходимых стимулов к экспорту могут позволить отечественным предприятиям, столкнувшимся с существенным сокращением внутреннего спроса, поддерживать уровень производства путем развития экспорта, тем самым, избегая крупного сокращения рабочих мест и роста безработицы.
Важно подчеркнуть, что еще одним потенциальным вкладом либерализации торговли в программу стабилизации является со-действие решению бюджетно-налоговых проблем. Переходя от жестких количественных ограничений к взиманию пошлин и ус-танавливая размер пошлин на относительно высоком уровне, го-сударства, испытывающие трудности со сбором налогов, могут смягчить тяжелую ситуацию с дефицитом бюджета. Поступления от пошлин могут обеспечить более стабильную доходную базу бюджета на тот период, когда система взимания налогов находится еще в зачаточном состоянии.
НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Либерализация внешней торговли, являясь одним из страте-гических направлений экономических реформ в переходных эко-номиках, не означает, однако, что воздействие государства на внешнеэкономическую сферу должно полностью прекратиться. Речь идет о ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю, о мерах жесткого административного контроля, которые должны быть устранены как можно быстрее. Новая роль государства во внешней торговле заключается в установлении целей либерализации торговли, создании необходимой норма-тивной базы и институциональной структуры. Государство должно также располагать адекватными инструментами регули-рования внешнеэкономических связей. Кроме того, в ведении го-сударства должны находиться те аспекты внешней торговли, ко-торые затрагивают сферу межгосударственных отношений: за-ключение соглашений с различными странами или группами стран, а также участие в многосторонних переговорах.
В бывших социалистических странах, имевших централизо-ванную плановую экономику, практически отсутствовали тради-ционные инструменты торговой политики. В частности, эти страны не нуждались в развитой системе тарифного регулирования или в явных квотах и лицензировании, поскольку они могли полагаться на более мощные инструменты прямого государственного контроля за экспортом и импортом. Поэтому процесс либера-лизации торговли в этих странах подразумевает не просто пере-смотр инструментов торговой политики, а фактически их создание заново.
Этот новый инструментарий внешнеторговой политики должен включать в себя несколько основных элементов: квоты и лицензирование, таможенные пошлины и налоги, механизм кон-вертируемости валюты и политику обменного курса.
Контроль за экспортом. Введение инструментов, позво-ляющих контролировать объем экспорта, было необходимо в странах с переходной экономикой по причинам, связанным с раз-витием внутренних экономических реформ. Даже в странах, на-чавших широкомасштабную либерализацию цен, цены на неко-торые товары оставались под административным контролем и удерживались на уровне ниже мирового. В частности, это касалось энергоносителей и некоторых сельскохозяйственных товаров. В этом случае меры, нацеленные на ограничение экспорта конкретных товаров, рассматривались как необходимые для под-держания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемых внутри страны продуктов.