18 Март 2011

Управление ВЭД




Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в переходный период, стимулируя и облегчая про-цесс становления рыночных отношений. Целью либерализации внешней торговли является развитие следующих аспектов фор-мирующейся рыночной экономики.
Реализация экономической самостоятельности пред-приятий путем снижения степени экономического вмешательства государства. Устранение непосредственного государственного контроля в области внешней торговли подразумевает наделение всех экономических агентов, в том числе частных предприятий и фирм с иностранным участием, правом вести внешнеторговые операции. Эта передача прав является составной частью сложного процесса с далеко идущими последствиями, подразумевающего, в частности, создание жизнеспособного частного сектора.
Установление связи между внутренними и мировыми ценами. Этот процесс, ускоряемый и поддерживаемый либерали-зацией импорта, нацелен на предоставление отечественным про-изводителям через рыночные цены необходимых сигналов, по-зволяющих эффективно распределять ресурсы, и на выявление, таким образом, сравнительных преимуществ страны. Более того, для передачи надежной ценовой информации отечественным производителям и экспортерам необходим единый, неискаженный и, по возможности, относительно стабильный обменный курс.
Включение отечественных производителей в конкурент-ную борьбу на внешнем рынке. Либерализация импорта приоб-ретает особое значение в условиях централизованно планируемых в прошлом экономик, для которых характерна высоко монополизированная структура производства и распределения. Более того, развитие конкуренции на внутреннем рынке является важнейшим средством повышения международной конкурентоспособности национального производства.
Способствуя, таким образом, формированию основных эле-ментов рыночного механизма (свободного ценообразования, кон-куренции, предпринимательства), либерализация внешней тор-говли становится важным составляющим элементом программы структурной перестройки экономики.
Во-первых, она ускоряет реформу цен, поскольку простой переход от централизованно устанавливаемых к свободным ценам не только не устраняет, но может даже усилить ценовые дис-пропорции в условиях еще не сформировавшегося рынка и зна-чительной монополизации экономики. В этом случае либерали-зация внешней торговли позволяет как бы «импортировать» не-искаженную структуру цен.
Во-вторых, либерализация внешней торговли (особенно ли-берализация импорта) способствует проведению антимонопольной политики, поскольку привносит в экономику, где во многих отрас-лях доминируют предприятия — монополисты, необходимый эле-мент конкуренции.
В-третьих, жесткие условия конкурентной борьбы на ми-ровых рынках, быстрое расширение объемов и номенклатуры импорта заставляет и экспортеров, и предприятия, производящие продукцию, конкурирующую с импортом, снижать издержки, со-вершенствовать технологии, повышать качество продукции, что в конечном итоге содействует повышению эффективности всей на-циональной экономики.
В-четвертых, либерализация экспорта открывает для на-циональных производителей новые рынки сбыта, что позволяет использовать эффект экономии от расширения масштабов произ-водства.
В-пятых, в результате либерализации внешней торговли на-циональные производители сталкиваются с жесткими требова-ниями мировых рынков и неизбежно проходят ускоренный «курс обучения» современным методам менеджмента и маркетинга, формам и методам внешнеторговых операций, кредитования, страхования и т.д.
Конечно, либерализация внешней торговли дает больший эффект при правильно выбранном времени ее проведения, по-скольку между либерализацией внешней торговли и общеэконо-мическими реформами существует не только прямая (в смысле содействия внешнеторговой политики процессу перехода к рын-ку), но и активная обратная связь. В общих чертах взаимосвязь и взаимодействие торговой политики с макроэкономической поли-тикой можно проследить по трем основным направлениям.
Макроэкономическая стабильность. Чтобы быть эффек-тивной, либерализация торговли должна сопровождаться разум-ной бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политикой, наце-ленной на поддержание относительно стабильных и предсказуе-мых экономических условий. При наличии высокой инфляции цены передают искаженную информацию о состоянии рынка, по-этому рациональное распределение ресурсов и реализация срав-нительных преимуществ становятся затрудненными. В этом смысле, либерализация торговли должна осуществляться одно-временно с макроэкономической стабилизацией.