18 Март 2011

Управление ВЭД




Форма реализации — торгово-политические переговоры, в случае неудачи которых могут использоваться практически любые меры ограничительного ха-рактера. Применение прямо не регулируется многосторонними со-глашениями.
Механизмов обеспечения транспарентности пока не суще-ствует.
Рассмотренные выше системы протекционизма, в историче-ском развитии, следуя друг за другом, с точки зрения их приме-нения зачастую могут использоваться одновременно.
Контрольные вопросы по теме №8
1. Какие основные области и направления включает внеш-неэкономическая деятельность и внешнеторговая политика госу-дарства?
2. Что такое торговая политика страны, и каковы ее основ-ные инструменты?
3. Каковы два основных направления реализации торговой политики?
4. Почему режим охраны прав интеллектуальной собст-венности входит в число важнейших факторов международной торговой политики?

ТЕМА 9. РЕФОРМА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Основные понятия:
либерализация внешней торговли; макроэкономическая стабильность; структурная перестройка; доверие; контроль за экспортом; политика регулирования импорта; конверти-руемость валюты и политика обменного курса; «царь дерегу-лирования»; «царская канцелярия».

В процессе перехода к рыночной экономике ключевое зна-чение, безусловно, имеют достижение макроэкономической ста-билизации и проведение комплекса внутриэкономических реформ (приватизация, демонополизация, либерализация цен, перестройка государственных финансов и банковской системы и т.д.). Вместе с тем, радикальная реформа внешнеторговой и вообще внешнеэко-номической политики также должна рассматриваться в качестве приоритетной задачи.
С одной стороны, либерализации внешней торговли позво-ляет успешно добиваться как макроэкономической стабилизации, так и последующей структурной перестройки экономики, при-ближая уровень внутренних цен к мировому, делая внутренний рынок более конкурентным, позволяя активно использовать пре-имущества международного разделения труда, специализации и кооперирования производства и т.д.
С другой стороны, важно подчеркнуть, что большинство внутриэкономических проблем, с которыми сталкиваются сегодня страны, переходящие к рыночной экономике, — спад производства и снижение его эффективности, растущая безработица, кризисы в сфере платежей и натурализация хозяйственных свя-
зей — самым непосредственным образом связано с действием внешнеэкономических факторов. Традиционные хозяйственные связи, десятилетиями складывавшиеся между республиками бывшего СССР и между странами-членами СЭВ, разрушились, а отдельные звенья технологических цепочек и некогда единые рынки сбыта оказались разделенными государственными грани-цами. Чтобы восстанавливать старые связи и налаживать новые, предприятиям сегодня необходимо решать валютные, таможенные и другие чисто внешнеторговые проблемы, идет ли речь о торговле с дальним или ближним зарубежьем.
Несмотря на то, что за прошедшие годы практически во всех бывших социалистических странах сделаны важные шаги на пути реформы внешнеторговой политики, она еще не стала реальным фактором, способствующим оздоровлению экономики и обеспечению экономического роста. Экспортные поступления все больше зависят от вывоза узкого круга сырьевых товаров и энергоносителей, а импорт скорее способствует вытеснению оте-чественных производителей с внутреннего рынка, чем росту эф-фективности производства и повышению его технологического уровня. Вместе с тем, как показывает мировой опыт, активная внешнеторговая политика может стать действенным инструментом структурной перестройки экономики, повышения эффективности и конкурентоспособности национального производства и роста благосостояния населения.
РОЛЬ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
В условиях централизованной плановой экономики взаимо-действие между внутренними секторами и внешним секторами экономики было крайне ограничено. Разделение это поддержива-лось сознательно, поскольку государство обладало монополией на внешнеэкономическую деятельность. Это, в свою очередь, во мно-гом способствовало формированию искаженной структуры цен и неэффективному распределению ресурсов, создавало благоприят-ные условия для существования неконкурентоспособных производств и, в конечном итоге, сдерживало экономический рост. Отмена государственной монополии внешней торговли и либерализация внешнеэкономических связей стали, поэтому, од-ним из первых естественных шагов, предпринятых странами, пе-реходящими от командно-административной к рыночной эконо-мике.