18 Март 2011

Управление ВЭД




В торговле же услугами — огра-ничения по доступу на рынок (как правило, количественного ха-рактера) и меры дискриминационного характера. При применении данных инструментов может легко обеспечиваться высокий уровень транспарентности (см. разд. 2.3);
2. инструменты, характерные для избирательного про-текционизма. Направлены в основном против недобросовестных и наиболее опасных иностранных конкурентов. В рамках данной концепции протекционизма можно выделить два направления: основное — противодействие недобросовестной конкуренции, до-полняющее — чрезвычайные ограничительные меры, применяемые в случае угрожающего обострения иностранной конкуренции. Такой протекционизм в чистом виде носит не столько огра-ничительный, сколько корректирующий характер и направлен на устранение искажений нормальных условий конкуренции, которые могут быть связаны с вмешательством государства (в форме субсидирования) или с дискриминационной политикой частных компаний в области цен (демпинг). При этом теоретически не создаются условия для ограничения международной торговли в целом и возможно эффективное использование конкурентных преимуществ и преимуществ международного разделения труда, а сами ограничения не выступают как средство дискриминации, а, наоборот, устраняют ее. Такая концепция протекционизма хорошо сочетается с политикой либерализации торговли в целом и с требованиями о расширении доступа на иностранные рынки. Применение ограничительных мер обязательно связано с объек-тивными количественными экономическими параметрами, причем такую взаимосвязь необходимо однозначно и точно установить. На практике такой протекционизм может использоваться и как ограничительное средство, когда его применение носит дис-криминационный характер. В наибольшей степени поддается унификации на международном уровне и отвечает идее много-сторонности. Важнейшей особенностью этого типа протекцио-низма является то, что он не может ограничиваться пограничными мерами. Торговая политика выходит за рамки собственно мер регулирования экспорта и импорта. Эффективная политика в об-ласти торговли товарами становится возможной только в сочета-нии с соответствующими мерами в области движения капитала, торговли объектами интеллектуальной собственности.
В торговле товарами меры избирательного протекционизма применяются в виде специальных процедур квазисудебного ха-рактера, которые предшествуют применению пограничных огра-ничений в виде мер по типу тарифных и реже количественных ограничений (антидемпинговые, компенсационные и защитные меры); в торговле услугами пока не разработана система их при-менения.
Для обеспечения транспарентности необходимы сложные механизмы и процедуры. Однако полностью гарантировать ее нельзя;
3. инструменты, действие которых носит глобальный (экстерриториальный) характер. В идеальном случае протек-ционистский эффект достигается не за счет ограничения доступа на внутренний рынок или устранения элементов недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, а благодаря воздействию на условия производства за рубежом. Страна, которая проводит такую политику, стремится воздействовать на условия использо-вания конкурентных преимуществ и факторов производства в странах-конкурентах. Торговые ограничения применяются в тех случаях, когда структура использования факторов производства в странах-конкурентах такова, что по тем или иным параметрам они могут получить существенные преимущества с точки зрения снижения затрат (например, отсутствие в стране экологических требований или системы обеспечения социальных прав трудя-щихся).
Такой подход направлен на формирование унифицированных стандартов развития экономики с точки зрения формирования конкурентных преимуществ в международной торговле. Проявлением данной формы протекционизма является, в частно-сти, концепция «справедливой торговли» (fair trade). Например, в качестве цели применения декларируется стремление устранить отклонения от общепринятых социальных и экологических стан-дартов, использование положений известных статей американского законодательства: «статьи 301″ и «статьи 301-супер». Данная концепция в основном применима для стран с высоким уровнем развития экономики и высокими техническими, социальными и экологическими стандартами.
Такая политика предполагает возможность создания пре-пятствий для международной торговли, а в наихудшем вариан-
те — для формирования относительно замкнутых групп государств с более или менее одинаковым уровнем развития экономики. В принципе, концепция экстерриториального протекционизма плохо совмещается с развитием многосторонности в регулировании международной торговли.