18 Март 2011

Управление ВЭД




в ответ на применение мер дисциплинарного характера.
Политика свободы торговли может проявляться как в отмене или ослаблении действующих ограничений, так и в специальных мерах, направленных на облегчение доступа на рынок, например, упрощение и унификация таможенных процедур. Процесс либера-лизации, как правило, происходит на двусторонней или многосторонней основе. Одностороннее устранение ограничений, чаще всего, связано с осуществлением экономических реформ в тех или иных странах.
В целом инструменты регулирования торговли товарами от-личаются большим разнообразием — их насчитывается более ты-сячи. Соответственно возможны и различные подходы к их клас-сификации. Так, классификация может осуществляться:

» по характеру и целям применения мер регулирования:
» инструменты, которые предполагают применение мер регулирования при пересечении товаром таможенной границы (пограничные меры);
» инструменты, предполагающие применение мер, которые касаются внутреннего рынка в целом, но затрагивают условия доступа иностранных товаров на внутренний рынок;
» инструменты, используемые для улучшения условий доступа отечественных товаров на иностранные рынки. В том числе это ответные меры. Они не преследуют сами по себе целей ограничения доступа на рынок, но являются средством давления на партнеров, чтобы те отменили собственные ограничения. Такие ограничения могут принимать самую разную форму;
» по характеру применяемых инструментов:
» тарифные — таможенные пошлины и другие таможенно-тарифные меры;
» нетарифные — все остальные инструменты регулирова-ния;
» по характеру воздействия на условия конкуренции:
» инструменты, ограничивающие иностранную конкурен-цию на внутреннем рынке;
» инструменты обеспечения добросовестной конкуренции;
» инструменты, обеспечивающие повышение конкуренто-способности собственных товаров на зарубежные рынки;
» инструменты, направленные на устранение ограничений конкуренции на зарубежных рынках и облегчение доступа товаров на эти рынки.
Кроме того, в зависимости от особенностей применения мер регулирования различают:
» автономные меры (применяются в одностороннем по-рядке);
» двусторонние меры (применяются в рамках двусторон-них соглашений);
» многосторонние меры (применяются в рамках много-сторонних соглашений).
С точки зрения исторического развития форм протекцио-низма и эволюции международной торговли можно различать также инструменты, которые соответствуют различным уровням развития протекционизма и интернационализации производства:
1. инструменты традиционного протекционизма. Носят в основном исключительно ограничительный характер и выража-ются в создании торговых барьеров, которые препятствуют дос-тупу иностранных товаров на внутренний рынок в целом. Такие торговые барьеры, как правило, рассматриваются как препятствие для международной торговли. Цель традиционного протек-ционизма — трансформировать условия конкуренции таким обра-зом, чтобы дать возможность национальным предприятиям ус-пешно конкурировать с иностранными поставщиками при том наборе конкурентных преимуществ и той обеспеченности факто-рами производства, которыми располагают национальные пред-приятия.
Данная цель достигается за счет вмешательства в «естест-венную конкурентную среду» и некоторого снижения эффектив-ности использования ресурсов в экономике. При этом создаются условия для работы менее эффективных с точки зрения мирового рынка предприятий. Таким образом, в известном смысле вся эко-номика подстраивается под «худшие» предприятия или сектора экономики. Данная форма протекционизма предполагает дискри-минацию иностранных товаров. Важнейшей особенностью такого протекционизма является его сравнительно пассивный характер. Это выражается в том, что страна, прежде всего, стремится к со-хранению позиций национальных предприятий на внутреннем рынке. Применение этих мер носит часто субъективный характер, и не всегда можно проследить их взаимосвязь с объективными экономическими показателями.
Данные инструменты имеют существенное значение для классической торговли товарами и частично для торговли услу-гами (только для некоторых способов торговли услугами). При этом участие страны в международных экономических отноше-ниях в основном базируется на использовании абсолютных и сравнительных преимуществ в торговле товарами, а другие формы отношений (например, инвестиции) остаются развитыми слабо. Наиболее типичные примеры использования этих инструментов — пограничные барьеры в форме тарифных и нетарифных ог-раничений в торговле товарами.