18 Март 2011

Управление ВЭД




в отношениях с каким-либо одним тор-говым партнером; во-вторых, в отношениях страны с блоками го-сударств, связанных общими международными соглашениями. Это могут быть соглашения о взаимных обязательствах в области торговой политики или по поводу формирования интеграционных группировок и международных экономических организаций.
В первом случае, как правило, говорят о двусторонних тор-гово-политических отношениях. Они в основном определяются нормами двусторонних торговых соглашений и системами регу-лирования внешней торговли в данных государствах.
Во втором случае речь идет, как правило, об участии страны в механизмах многостороннего регулирования международной торговли или о взаимоотношениях в рамках интеграционных группировок. Здесь политика государства сталкивается уже не с позицией одного торгового партнера, а с нормами, закрепленными в соглашениях между, по крайней мере, несколькими государ-ствами, либо с позициями нескольких государств, которые долж-ны решить вопрос о формировании такого соглашения или о применении норм уже существующего многостороннего согла-шения.
Таким образом, торговая политика страны может быть реа-лизована на двустороннем или многостороннем уровнях.
Специфика проведения торговой политики в рамках участия страны в многосторонних механизмах заключается в следующем.
Во-первых, проведение торговой политики на многосторон-ней основе требует учета интересов страны в отношениях со всеми государствами — участниками соответствующих соглашений. Более того, многие из них имеют глобальный характер, охваты-вают большое число государств и являются важной частью поли-тических и экономических отношений в рамках мирового сооб-щества в целом. Поэтому позиция по отношению к тем или иным многосторонним соглашениям почти всегда очень тесно связана с внешней политикой страны в целом, ее ролью и положением в международном сообществе.
Во-вторых, многосторонние механизмы предполагают увязку интересов страны в торговле различными товарами и даже в различных секторах экономики. В отношениях с отдельными странами эти проблемы тоже могут возникать, но в гораздо меньших масштабах. В целом, политика по отношению к много-сторонним соглашениям более тесно взаимосвязана с экономиче-ской политикой страны, чем торговая политика в рамках двусто-ронних отношений.
В-третьих, многосторонние механизмы регулирования тор-говли почти всегда имеют более сложную и развитую междуна-родно-правовую базу, чем двусторонние отношения, и это прихо-дится учитывать в ходе реализации торговой политики той или иной страны.
В-четвертых, участие в многосторонних соглашениях, как правило, направлено на достижение, прежде всего долгосрочных экономических и политических целей и обеспечение долговре-менных экономических и политических интересов страны.
Торговая политика тесно связана с политикой государства в области экономики и права, которые выходят за пределы узких задач торговой политики, связанных непосредственно с протек-ционизмом и обеспечением доступа на зарубежные рынки.
В наибольшей степени это относится к таким сферам, как обеспечение добросовестной конкуренции (включая проблемы противодействия монополизации рынка) на внутреннем рынке и в международной торговле; пополнение государственного бюджета (использование таможенных пошлин и налогов, взимаемых при экспорте и импорте, как источника доходов бюджета); политика стимулирования производства в отдельных отраслях (политика создания и развития нетрадиционных отраслей, в том числе в рамках политики совершенствования или перестройки структуры экономики); сельскохозяйственная политика; политика пре-одоления отсталости и обеспечения экономического развития и индустриализации; создание экономических блоков и развитие экономической интеграции; осуществление валютной и денежной политики.
ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА В РАЗЛИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ОБЛАСТЯХ
Выше отмечалось, что регулирование торговли товарами может выходить за рамки собственно регулирования междуна-родного обмена товарами в материально-вещественной форме.
Наиболее тесно политика в области торговли товарами за-трагивает такие области, как торговля услугами (особенно услу-гами, которые непосредственно связаны с торговлей товарами, — транспортные услуги, финансовые услуги и т.п.); некоторые ас-пекты международного движения капиталов, непосредственно связанные с внешнеторговыми операциями (например, правила создания предприятий, ориентированных на экспорт или на им-портозамещение); охрана прав владельцев интеллектуальной соб-ственности, поскольку последние зачастую связаны с междуна-родной торговлей товарами (например, реализация товаров с фирменными наименованиями, аудио-, видеопродукции, компь-ютерной техники и программного обеспечения).