18 Март 2011

Управление ВЭД




Решение же второй задачи связано с созданием условий для конкуренции национальных товаров и предпринимателей на за-рубежных рынках. Препятствовать доступу товаров на зарубеж-ные рынки могут в первую очередь меры регулирования ино-странных государств, особенно если они носят дискриминацион-ный характер. Поэтому в таких случаях в основном стараются добиться ослабления различного рода ограничений (либерализа-ции торговли) посредством взаимных уступок, различных дого-воренностей, а также применения или угрозы применения ответ-ных ограничительных мер.
Решения этих двух задач всегда взаимосвязаны. Осуществ-ление национальной торговой политики наталкивается на проти-водействие государств, которые выступают как торговые партнеры и отстаивают экономические интересы своих предприятий и экономики в целом. Конкуренция хозяйствующих субъектов (ин-ституциональных единиц) различных стран проявляется в кон-фликте политики этих государств. Этот конфликт может разви-ваться в трех направлениях:
» ограничение доступа иностранных товаров, услуг, капи-талов и т.д. на внутренний рынок;
» усилия по ослаблению торговых и иных ограничений в международных экономических отношениях на основе взаимных уступок и договоренностей государств;
» возникновение международных торговых конфликтов.
ДВА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
В целом, несмотря на все разнообразие инструментов торго-вой политики, можно выделить два основных подхода к ее осу-ществлению: это политика протекционизма и политика свободы торговли (в условиях перехода от закрытой экономики к открытой политику свободы торговли часто называют либерализацией внешней торговли).
В этих двух подходах проявляется также противоречие, вы-званное участием страны в международных экономических от-ношениях и связанное с тем, что, с одной стороны, повышается эф-фективность экономики, а с другой, обостряется иностранная кон-куренция.
Протекционизм — политика использования ограничений, направленная на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления на нем иностранной конкуренции.
Как правило, такие ограничения называют торговыми барь-ерами. Они направлены на то, чтобы искусственно создать более благоприятные условия для отечественных предприятий, правда, ценой некоторого снижения интенсивности внешнеэкономических операций и отказа от части выгод, связанных с развитием междуна-родных экономических отношений.
Политика свободы торговли — политика устранения ог-раничений в международной торговле, а также в междуна-родном обмене факторами производства с целью активизации международных экономических отношений.
Политика свободы торговли направлена на создание условий, способствующих развитию международного обмена товарами, услугами и факторами производства. В этом случае экономические преимущества участия страны в международном разделении труда и факторов производства проявляется в наибольшей степени, однако, предприятия вынуждены вести более жесткую борьбу с иностранными конкурентами — их положение усложняется.
Политика свободы торговли почти всегда проводится как часть общей политики формирования и развития открытой эко-номики и мер по расширению доступа отечественных товаров на зарубежные рынки в рамках многосторонних или двусторонних усилий по либерализации международной торговли.
Как правило, практическая политика является сочетанием элементов протекционизма и свободы торговли. При этом важно отметить, что протекционизм всегда носит национальный харак-тер, тогда как политика либерализации торговли зачастую явля-ется результатом взаимных договоренностей государств на дву-сторонней или многосторонней основе. Поскольку каждая страна заинтересована в доступе своих товаров, капиталов и услуг на за-рубежные рынки, ограничения часто отменяются в результате взаимных уступок.
Вообще можно отметить, что политика свободы торговли больше соответствует задаче наиболее эффективного использо-вания благоприятных условий для развития экономики в целом, а политика протекционизма используется для решения конкретных и частных задач, которые чаще всего связаны с преодолением тех или иных экономических проблем.
Как уже отмечалось выше, торговая политика государства никогда не развивается и не осуществляется изолированно от внешнего мира. Это всегда проявляется в ее столкновении и взаимодействии с мерами в области регулирования внешней тор-говли и смежных областей в государствах, которые являются торговыми партнерами данной страны. Такое взаимодействие может выражаться, во-первых, в торгово-политических отноше-ниях двух государств, т.е.