18 Март 2011

Управление ВЭД




В данной области инструменты торговой политики с точки зрения правовых механизмов и практики применения наиболее разработаны;
» Торговля услугами включает меры регулирования меж-дународной торговли услугами во всех формах. Много-
сторонняя правовая база в данной области только начинает фор-мироваться;
» Международное движение капитала включает меры государственного регулирования в области иностранных инве-стиций и инвестиций за рубежом, которые могут оказывать влия-ние на развитие международной торговли;
» Торговля объектами интеллектуальной собственно-сти включает меры регулирования торговли правами на коммер-ческое использование объектов интеллектуальной собственности и меры, направленные на защиту прав владельцев объектов ин-теллектуальной собственности за рубежом, в том числе в случае производства или реализации за рубежом товаров и услуг;
» Международная миграция рабочей силы включает ме-ры, которые направлены на регулирование использования ино-странной рабочей силы. В наибольшей степени данная область на практике связана с торговлей услугами;
» Региональное сотрудничество и создание торгово-политических группировок включает правовые и практические вопросы развития интеграционных процессов, когда они воздей-ствуют на характер и условия международной торговли товарами или услугами;
» Валютная политика и валютное регулирование включает меры в области валютной политики, когда эти меры ка-саются торговли товарами или услугами.
В самом широком смысле слова, но с определенной долей условности, обычно в рамках ВЭД на государственном уровне принято рассматривать две большие области ВЭД — обмен ре-зультатами или продуктами производственной деятельности (то-вары, услуги) и обмен или движение факторов производства (движение капитала, торговля технологиями, перемещение рабо-чей силы).
ПОНЯТИЕ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Торговая политика страны — это политика в области регулирования доступа на внутренний рынок иностранных продуктов, т.е. результатов производственной деятельности, а также обеспечения доступа продуктов данной страны на зару-бежные рынки.
Таким образом, торговая политика затрагивает в основном две области международных экономических отношений любой страны: торговлю товарами и торговлю услугами. Торговая поли-тика вообще — это политика, которая определяет условия доступа обращающихся в международной торговле товаров и услуг, а также их поставщиков на национальные рынки отдельных стран.
В целом торговая политика определяет субъективные усло-вия участия страны в международном разделении труда, т.е. в международном обмене продуктами производства (условия дос-тупа продуктов и их поставщиков на национальные рынки).
В то же время точно и однозначно очертить границы торго-вой политики невозможно. В частности, она затрагивает также непосредственно связанный с обменом продуктами международ-ный обмен факторами производства, т.е. условия доступа факто-ров производства, движение которых возникает в связи с обменом продуктами (например, инвестиции, когда они являются не-обходимым условием поставки товара или услуги, или использо-вание иностранной рабочей силы).
На деле часто практически невозможно разделить меры в области регулирования обмена товарами и услугами и факторами производства. Например, меры в области торговли услугами очень часто включают меры, которые затрагивают использование иностранной рабочей силы и создание филиалов и дочерних ком-паний. Данные меры соответственно касаются и международной миграции рабочей силы, и международного движения капиталов.
Таким образом, в широком смысле торговая политика опре-деляет условия взаимодействия национального и мирового рын-ков.
Регулирование доступа на внутренний рынок и обеспечение доступа на зарубежные рынки осуществляются при помощи ин-струментов торговой политики.
Инструменты торговой политики — это экономические, правовые, административные и политические средства, ко-торые используются для осуществления торговой политики.
Инструменты торговой политики применяются в форме мер (мер регулирования).
Меры (меры регулирования) — законодательство, прак-тика его применения, а также любые другие действия властей, которые касаются регулирования условий доступа на внутренний рынок и/или рынки зарубежных стран. Это отно-сится к мерам на любом уровне — государственном, региональном и местном.
Торговая политика конкретной страны находит свое выра-жение в торговом режиме.
Торговый режим — это совокупность мер, которые при-меняются в данный момент времени в данной стране для ре-гулирования доступа иностранных товаров и услуг на внут-ренний рынок, а также для обеспечения доступа отечествен-ных товаров и услуг на рынки других стран.