18 Март 2011

Управление ВЭД




Одновременно готовятся проект решения Генерального совета ВТО, протоколы о доступе на рынок и протокол о присоединении. Доклад рабочей группы и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным советом ВТО. Решение Генеральный совет принимает двумя третями голосов. Решение о присоединении страны к ВТО вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) присое-диняющейся страной.
Такова обычная процедура. Однако, реальное содержание эта процедура приобретает только после того, как она будет про-верена практикой. А практика, как показала деятельность ГАТТ и ВТО, часто существенно меняет первоначальный смысл, зало-женный в протокольные и процедурные нормы.
Соглашение о создании ВТО устанавливает жесткий принцип, что все ее члены принимают полностью весь пакет договоренно-стей, прилагаемых к Соглашению об учреждении ВТО, и должны привести в полное соответствие свое национальное зако-нодательство (законы, постановления и административную прак-тику) с обязательствами, содержащимися в договоренностях. Правовой фундамент ВТО включает 56 договоренностей, согла-шений, решений, деклараций и других документов, являющихся в правовом отношении единым пакетом, более сложным, чем ГАТТ в редакции 1947 г.
В результате развивающиеся и вновь вступающие страны ожидает резкое повышение уровня обязательств.
Более сложный и жесткий характер приобрела в рамках ВТО проблема временного освобождения от какого-либо обяза-тельства. Такое освобождение (русифицированный термин «вей-вер» — от английского «waiver») принимается конференцией ми-нистров или Генеральным советом только консенсусом (по ряду обязательств большинством в 3/4 голосов). Решение об освобож-дении от обязательств первоначально рассматривается одним из трех советов ВТО (товары, услуги, интеллектуальная собствен-ность). Затем совет представляет доклад конференции министров.
Решение об освобождении от выполнения обязательств должно приниматься в исключительных случаях, оговариваться конкретными условиями и предусматривать истечение срока дей-ствия этого решения.
Контрольные вопросы по теме №7
1. В чем специфика Уругвайского раунда переговоров?
2. Какова политика ВТО в области субсидирования?
3. Какие меры антидемпингового регулирования приме-няются в международной практике?
4. Каковы позитивные и негативные последствия вступле-ния в ВТО отдельных стран (на конкретных примерах)?
5. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на уста-новление тарифов в РБ?
6. Какие меры нетарифного регулирования являются ос-новными в РБ?

ЧАСТЬ 2. КОНСПЕКТ АУДИТОРНЫХ ЛЕКЦИЙ
ТЕМА 8. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ЛЕКЦИЯ 1. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. РЕФОРМА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Основные понятия:
внешнеторговая политика; торговая политика страны; инструменты торговой политики; меры регулирования; тор-говый режим; торговая политика; протекционизм; политика свободы торговли; торговля услугами; международное движе-ние капиталов; инструменты регулирования торговли това-рами; инструменты традиционного протекционизма; инстру-менты избирательного протекционизма.

Внешнеторговая политика является важной частью эко-номической политики государства и существенным элементом политики в области взаимоотношений с иностранными государ-ствами и международным сообществом в целом.
В экономической области внешнеторговая политика охва-тывает, прежде всего, обмен продуктами производственной дея-тельности — внешнюю торговлю товарами и услугами, однако так или иначе затрагивает практически все аспекты внешнеэкономи-ческой деятельности, в которые вовлечена страна.
В целом внешнеэкономическая деятельность государства включают такие важнейшие области как: торговля товарами, тор-говля услугами, международное движение капитала, торговля объектами интеллектуальной собственности, международная ми-грация рабочей силы, создание торгово-политических группиро-вок и региональное сотрудничество, международные валютно-кредитные отношения, участие в многосторонних соглашениях и механизмах регулирования международной торговли, взаимодей-ствие с международными экономическими организациями.
На практике во внешнеторговой политике выделяют сле-дующие основные направления, которые, как правило, соответст-вуют важнейшим областям внешнеэкономической деятельности государства на международном уровне и закреплены в многосто-ронних международных соглашениях и соответствующем нацио-нальном законодательстве :
» Торговля товарами включает меры регулирования тор-говли товарами в материально-вещественной форме.