18 Март 2011

Управление ВЭД




Кроме того, в составе ВТО созданы: совет по торговле това-рами, совет по торговле услугами, совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле това-рами наблюдает за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами (фактически это ГАТТ-1994, сохранившее свою автономию в рамках ВТО); совет по торговле услугами следит за выполнением ГАТС, совет по интеллектуальной собственности наблюдает за действием этого соглашения. В составе ВТО работают комитет по торговле и развитию, комитет по ограниче-ниям, связанный с состоянием платежного баланса, и комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам.
В соответствии с соглашением был создан секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, который наделен полномо-чиями назначать других сотрудников секретариата и определять круг их функций.
В своей деятельности ВТО следует процедурной практике и решениям, принятым странами — участницами ГАТТ-1947. Реше-ния в рамках ВТО по-прежнему принимаются путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение принимается простым голосованием, причем каждая страна-участница имеет один голос. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения прини-маются большинством в три четверти голосов. Решение Гене-рального совета в тех случаях, когда он действует в качестве ор-гана по разрешению споров, принимается исключительно путем консенсуса.
Бюджет ВТО утверждается министерской конференцией (Генеральным советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение устанавливает, что в этой области ВТО будет про-должать практику ГАТТ, т.е. взнос каждой страны пропорциона-лен ее доле участия в международной торговле.
ВТО имеет статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями, предоставленными специализированным учреж-дениям ООН.
ПОРЯДОК ПРИСОЕДИНЕНИЯ КО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В соответствии с Марракешским решением министров о принятии Соглашения об учреждении ВТО, присоединяющиеся страны делятся на несколько групп.
Участницы ГАТТ, чтобы стать членами ВТО, должны были принять многосторонние торговые соглашения, развивающие ГАТТ (помимо ГАТТ-1994), а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Страны — участницы Уругвайского раунда, но не члены ГАТТ, чтобы стать членами ВТО, должны были сначала завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, представить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретных обязательств по ГАТС. Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, фактически применявшие положения ГАТТ.
Кроме того, в июле 1993 г. Комитет по торговым перегово-рам постановил, что страны и территории, ведущие переговоры в ГАТТ, но не имеющие статуса участника Уругвайского раунда, могли принимать участие в раунде и начинать переговоры об ус-ловиях присоединения к ВТО. В эту категорию вошло 19 стран. В середине 1994 г. было учреждено 19 рабочих групп, в рамках ко-торых велись переговоры о вступлении в ВТО Болгарии, Эстонии, Литвы, Латвии, России, Словении, Хорватии, Армении, Бе-лоруссии, Молдовы, Украины и ряда других государств.
В соглашении о ВТО говорится, что любое государство мо-жет присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласо-ваны между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает министерская конференция двумя третями голосов членов ВТО.
Процедура присоединения к ВТО носит следующий харак-тер.
Присоединяющаяся страна извещает генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО и передает Мемо-рандум о внешнеторговом режиме (по товарам и услугам). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает рабочая группа, которую создает Генеральный совет ВТО. Участвовать в работе группы могут все члены ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Значительная часть работы в группе отводится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры о взаимном снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать три протокола, содержащие перечень уступок и обязательств (протокол по тарифным обязательствам, протокол по сельскому хозяйству, протокол по доступу на рынок услуг).
Итогом заседаний рабочей группы становится ее доклад Ге-неральному совету ВТО, содержащий краткое содержание дис-куссии и выводы рабочей группы.