18 Март 2011

Управление ВЭД




Страна, становящаяся членом ВТО, должна взять на себя обязательства всех договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусом обладают только четыре соглашения: о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках, международное соглашение по молочным продуктам, договорен-ность по говядине, обязательства по которым действительны только в отношении стран, их подписавших.
Соглашениями, составляющими пакет договоренностей Уругвайского раунда, являются следующие:
» Торговые барьеры, таможенные тарифы.
Протокол к ГАТТ-1994 предполагает снижение среднего уровня таможенных пошлин на промышленные товары на 38% в течение 5 лет, упразднение пошлин по 11 группам товаров , уве-личение доли связанных пошлин до 97% в промышленно разви-тых странах и до 91% в развивающихся странах. Однако, по оценкам экспертов, после реализации тарифных договоренностей, от 30 до 30% всех ставок пошлин в США, ЕС, Японии и Канаде будут на уровне 5% и выше, и только от 37 до 48% всех ввозимых товаров не будут облагаться пошлиной. Максимальные ставки на отдельные товары в этих странах будут достигать 70-120%. То есть сохраняется довольно высокий тарифный протекционизм и после Уругвайского раунда.
» Нетарифные меры.
Договоренность об отказе от применения нетарифных мер так называемой серой зоны (в их числе «добровольные» ограни-чения экспорта, соглашения об упорядочении сбыта). Новый ко-декс по правилам импортного лицензирования. Пересчет нета-рифных мер, применяемых в сельскохозяйственной торговле, в так называемый тарифный эквивалент и их сокращение в течение 6 лет на 36%. Характерно, что тарифные эквиваленты в США, ЕС, Японии и Канаде составляют 450, 280, 552 и 171% соответственно.
» Торговые барьеры по отдельным группам товаров.
» Товары, производимые на основе природных ресурсов. Снижение пошлин и увеличение доли связанных пошлин. Доля необлагаемого импорта по этой группе товаров составляет в США, ЕС, Японии и Канаде около 60% товарных позиций;
» Тропические товары.
Снижение максимальных тарифных ставок и увеличение доли связанных тарифов в Канаде, ЕС, Японии и США до 74, 50, 40, 73% по сельхозпродуктам и до 13, 57, 78, 53% по сырьевым товарам соответственно.
» Текстильные изделия и одежда.
Соглашения по текстилю и одежде. Постепенная, в четыре этапа в течение 10 лет отмена Соглашения по изделиям из раз-личных видов волокон (Multi-Fiber Arrangement-MFA) и приме-нение положений ГАТТ. Однако, после отмены ограничений дей-ствующие в рамках MFA средние ставки пошлин на эти товары останутся высокими. В Канаде, ЕС, США и Японии средний размер пошлин составит 9,4; 7,8; 14,9% соответственно, при очень высоких ставках пошлин на отдельные товары. При этом им-портные квоты не должны больше использоваться в торговле текстильными товарами.
» Сельскохозяйственные товары.
Соглашение по сельскому хозяйству направлено на то, чтобы распространить на этот участок мировой торговли действие основных положений ГАТТ. Соглашение предусматривает пере-вод всех мер, ограничивающих импорт сельскохозяйственных товаров, в тарифный эквивалент и постепенное снижение тарифов в среднем на 36% за 6 лет. Второй элемент соглашения — снижение прямой государственной внутренней поддержки сельского хозяйства. Для этого используется сложная методика перевода всех форм поддержки в так называемый агрегированный по-казатель поддержки (АПП). Экспортные субсидии должны быть сокращены за 6 лет на 36% в расчете на бюджетные ассигнования и на 21% в расчете на количество субсидируемого экспорта. При этом реализация соглашения по сельскому хозяйству сохраняет довольно высокий уровень аграрного протекционизма и обеспе-чивает сохранение высокого уровня внутренней государственной поддержки сельского хозяйства.

» Укрепление и развитие системы ГАТТ-1994.
Соглашение о создании ВТО включает ГАТТ в качестве главной составной части правовой основы, регулирующей меж-дународную торговлю товарами в рамках новой торговой органи-зации. В то же время положения ГАТТ развивают соглашения о защитных мерах, субсидиях и компенсационных пошлинах, ан-тидемпинге. Эти и другие соглашения становятся интегральной частью ГАТТ и создают новое ГАТТ-1994, отличное в правовом отношении от прежнего, получившего название ГАТТ-1947. Важное отличие ГАТТ-1994 от ГАТТ-1947 заключается в том, что страны, принимающие обязательства ГАТТ-1994, должны привести свое национальное законодательство, регулирующее внешнюю торговлю, в полное соответствие с данным соглашением (ГАТТ-1947 требовало сблизить его в максимально возможной степени).
» Субсидии и компенсационные пошлины.