18 Март 2011

Управление ВЭД




ВТО располагается в Женеве (Швейцария) и не имеет пред-ставительств в зарубежных странах. На 1 июля 2002 г. в ее состав входило 144 страны и 27 стран вступало в данную организацию.
Основные принципы, на которых строится многосто-ронняя система регулирования торгово-экономических от-ношений ВТО:
» Торговля без дискриминации. Данный принцип пред-полагает применение режима наибольшего благоприятствования и национального режима.
Режим наибольшего благоприятствования (most-favoured-nation, MFN) предполагает обязательства стран распространять на третьи страны все льготы и привилегии в отношении таможенных пошлин и сборов в связи с ввозом и вывозом, предоставляемые любой договаривающейся стране в отношении любого товара. Это требование ВТО направлено против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или страны назначения. Изъятие из режима наибольшего благоприятствования, с одобрения ВТО, возможно, если страна является членом интеграционного объединения или если страна-партнер проводит несправедливую торговую политику, наносящую ущерб национальным производителям.
Национальный режим (national treatment) означает, что на внутреннем рынке на иностранные товары должен распростра-нятся режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляе-мый аналогичным товарам национального происхождения в от-ношении всех законов, правил и требований, относящихся к их внутренней продаже, предложениям на продажу, покупке, пере-возке, распределению и использованию.
» Либерализация международной торговли посредством, проведения многосторонних переговоров по прогрессивному снижению таможенных тарифов (tariff negotiations: progressive reduction in protection) и устранению других препятствий на пути международной торговли.
Средний уровень импортного таможенного тарифа в резуль-тате восьми раундов многосторонних торговых переговоров сни-зился примерно до 6%. Во время последнего раунда таких пере-говоров — Уругвайского — было принято решение о среднем сни-жении импортных тарифов на 40%, что привело к росту импорта промышленных товаров, на которые распространился режим бес-пошлинного ввоза в развивающиеся страны с 30 до 44%.
» Отказ от использования количественных ограниче-ний (prohibition of qualitative restrictions).
При этом либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означает, что страна полностью лишается законной воз-можности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок. ВТО предусматривает защиту внутреннего рынка путем использования: защитных мер (safeguards) — временного ограни-чения импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; антидемпинговых пошлин (antidumping duties) — пошлин, применяемых в отношении конкретного товара, ввозимого по демпинговым ценам; компенсационных пошлин (countervailing duties) — пошлин, применяемых против импортного товара, экспорт которого в стране производства субсидируется в явной или скрытой форме.
Для использования защитных мер в каждом конкретном случае первоначально определяется серьезность наносимого ущерба на основе данных о масштабах роста импорта, изменения объемов национального производства, объемов продаж и др. Процедурные правила применения защитных мер предусматри-вают публикацию извещения о начале расследования, о масштабе наносимого ущерба, проведение публичных слушаний и др.
» Предсказуемость торговой политики — проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обяза-тельств.
Любая страна должна быть уверена, что тарифы, нетарифные ограничения и другие инструменты торговой политики применяются странами в соответствии с правилами ВТО.
Предсказуемость торговой политики достигается, прежде всего, за счет связывания тарифов (binding of tariffs) — прини-маемого страной обязательства не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Одним из достижений Уругвайского раунда является договоренность стран об увеличе-нии количества связанных тарифов с 78 до 99% в развивающихся странах, с 21 до 73% в развитых странах и с 73 до 98% в странах с переходной экономикой. В области торговли сельскохозяйст-венной продукцией все 100% тарифов связанные.
Изменить уровень связанного тарифа возможно, но только после переговоров страны с ее торговыми партнерами и согласо-вания вопроса компенсации за наносимый ущерб.
Предсказуемость торговой политики также означает ее мак-симальную прозрачность, что, прежде всего, означает побужде-ние стран к отказу от использования каких-либо других, кроме опубликованного таможенного тарифа (tariff renegotiations: com-pensation), методов защиты внутреннего рынка, будь то квоты, внутренние налоги или субсидии местным производителям.
» Содействие конкуренции через отказ стран от ис-пользования несправедливых методов ведения торговой поли-тики, таких как демпинг и экспортные субсидии.