18 Март 2011

Управление ВЭД




Распределение транспортных издержек между торгующими странами зависит от эластичности спроса и предложения товара по ценам.
3. Специфика поездок как формы международной торговли услугами заключается в том, что потребитель услуг перемещается за рубеж к их производителю, где, будучи нерезидентом, приобре-тает товары и услуги. Тем самым международные поездки с точки зрения международной экономики представляют собой не столько вид услуги, сколько набор услуг, приобретаемый путе-шественниками (резидентами за границей и нерезидентами внутри данной страны) за рубежом, если они находятся там менее года.
4. Инструменты торговой политики, применяемые в области торговли услугами, могут быть разделены на меры регулирования доступа на рынок, ограничивающие или запрещающие ино-странным фирмам-производителям услуг оперировать на местном рынке (ограничения на торговлю услугами и передвижение их производителей и потребителей, количественные квоты), и изъятия из национального режима, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными (ценовое стимулирование местных производителей и дискриминация иностранных). Усилия по либерализации между-народной торговли услугами предпринимаются на уровне меж-дународных организаций, в рамках отдельных отраслей и на дву-стороннем уровне между отдельными странами.
Контрольные вопросы по темам 5-6
1. Что такое услуги и в чем их отличие от товаров?
2. Какие виды услуг выделяются в статистике платежного баланса?
3. В чем различие факторных и нефакторных услуг?
4. Определите понятие международных транспортных ус-луг и дайте их классификацию.
5. Что включается в транспортные издержки, и как они влияют на международную торговлю?
6. Как транспортные издержки влияют на размещение предприятий?
7. Что такое международные поездки, и какие их виды вам известны?
8. В чем, с точки зрения международной экономики, за-ключается различие между туристом и экскурсантом?
9. Какие меры государственной политики используются для ограничения доступа иностранных услуг на внутренний рынок им-портирующей страны?
10. Какие изъятия из национального режима считаются дискриминацией против иностранных услуг?

ТЕМА 7. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: СОЗДАНИЕ, ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной тор-говли. Ее документы используются, как основа при разработке и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. ВТО является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений и переговоров.
Предшественником ВТО было Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенное на временной основе после окончания второй мировой войны вместе с созданием дру-гих новых международных организаций — Всемирного банка и Международного валютного фонда. Основная цель ГАТТ — уско-рить процесс либерализации торговли. В соглашении было пре-дусмотрено 45 тыс. тарифных уступок на общую сумму в
10 млрд. долларов, что соответствовало примерно пятой части мировой торговли.
Учредившие ГАТТ 23 страны были среди 50 государств, ко-торые согласовывали проект устава Международной торговой организации (МТО) — нового специализированного учреждения Организации Объединенных Наций. Устав этой организации пре-дусматривал не только правила, касающиеся регулирования меж-дународной торговли, но и вопросов занятости, торгово-сырьевых соглашений, международных инвестиций и услуг. Хотя устав МТО был окончательно согласован на Конференции ООН по торговле и занятости в Гаване в марте 1948 г., ряд стран не смогли обеспечить его ратификацию. Когда правительство США заявило, что оно не будет стремиться к ратификации Гаванского устава в Конгрессе, стало очевидно, что МТО не состоится.
На протяжении последующих 47 лет основной юридический текст ГАТТ оставался практически в том виде, в каком он был принят в 1948 г., хотя в дополнение к нему были приняты много-сторонние соглашения с ограниченным кругом участников. Дея-тельность ГАТТ была построена в виде «торговых раундов» пе-реговоров. Последним и самым продолжительным из них был Уругвайский раунд.
Во время Уругвайского раунда переговоров было принято решение о создании ВТО. 15 апреля 1994 г. в городе Марракеше министрами 111 государств был подписан официальный Заклю-чительный акт о завершении переговоров, в том числе представи-тели 104 государств подписали Соглашение об учреждении Все-мирной торговой организации — ВТО, вступившее в силу с 1 ян-варя 1995 г.