18 Март 2011

Управление ВЭД




Стоимостные размеры услуг в области международных по-ездок составили в 1993 году 279 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 1987 годом в 1,8 раза. В последнее время объемы услуг, предоставляемых путешественникам, более чем удваива-ются каждые десять лет. Около 75% услуг в области междуна-родных поездок предоставляется развитыми странами и 25% — развивающимися, включая страны с переходной экономикой.
Итак, специфика международных поездок как формы меж-дународной торговли услугами заключается в том, что потреби-тель услуг перемещается за рубеж к их производителю, где, бу-дучи нерезидентом, приобретает товары и услуги. Тем самым международные поездки с точки зрения международной эконо-мики представляют собой не столько вид услуги, сколько набор услуг, приобретаемый путешественниками (резидентами за гра-ницей и нерезидентами внутри данной страны) за рубежом, если они находятся там менее года.

ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
Основные понятия:
меры регулирования доступа на рынок; национальный режим; изъятия из национального режима.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСТУПА НА РЫНОК
Инструменты торговой политики, используемые для огра-ничения торговли услугами, в большинстве своем те же, что и в торговле товарами. Сходство основано на том, что торговля большинством услуг сопровождает торговлю товарами и, следо-вательно, подпадает под ограничения, накладываемые на торговлю товарами. Различия проистекают из-за того, что торговля не-которыми услугами связана не с движением товаров, а с движе-нием капиталов, способы регулирования которого несколько иные, чем регулирование торговли товарами. Однако, как и в случае ограничения импорта товаров, внутренняя субсидия на-циональным производителям, вводимая импортирующей страной, считается более предпочтительным методом ограничения импорта услуг, чем импортный тариф. А импортный тариф как средство ограничения импорта услуг по своему воздействию на национальную экономику лучше или равен импортной квоте в том случае, когда лицензии на получение импортной квоты продаются на аукционе.
Меры регулирования доступа на рынок (market-access measures) — инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам-произво-
дителям услуг оперировать на местном рынке.
Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают:
» Ограничения на торговлю услугами. Например, зако-нодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями. Оно ав-томатически устраняет иностранных конкурентов с внут-
реннего рынка страховых услуг для импортирующих компаний. Отсутствие конкуренции, в свою очередь, ведет к завышению цен, которое перекладывается на экспортеров и, в конечном счете, на потребителей импортных товаров. Перевозка экспортных грузов и в особенности каботажное плавание между портами одного и того же государства во многих странах законодательно закреплены за национальными транспортными компаниями.
» Введение количественных квот на импорт ино-странных услуг. Примером может служить обязательное количе-ство эфирного времени, которое отдается национальным радио-станциям, что является прямой дискриминацией против ино-странных радиостанций. Или ограничение на количество ино-странных фильмов, которые могут быть закуплены или показаны по национальным телевизионным каналам в течение определен-ного периода времени.
» Ограничения на создание на внутреннем рынке фи-лиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги. На-пример, во многих странах законодательство запрещает создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний. Иногда создавать иностранные филиалы не запрещено, но перечень услуг, которые они могут предоставлять местным покупателям, законодательно сильно ограничен. Такое законода-тельство используется, когда необходимо защитить неокрепших местных производителей соответствующих услуг. Хотя из общей теории международной торговли известно, что наиболее пред-почтительными формами защиты в этом случае являются внут-реннее субсидирование местных и обложение налогом иностран-ных производителей услуг.
» Ограничения на передвижение производителей услуг. Обычно принимают форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое сопряжено для местного импор-тера как с прохождением бюрократических процедур, так и с оп-латой получения соответствующей лицензии. Примером могут служить обязательное лицензирование и даже тестирование во многих странах иностранных врачей до того, как они получают разрешение заняться лечебной практикой.