18 Март 2011

Управление ВЭД




В реальном ми-ре транспортные издержки существуют, и по многим товарам они настолько велики, что делают неэффективным их экспорт или им-порт, то есть превращают их в неторгуемые (пример 5.1).

Пример 5.1
Классическим примером являются относительно дешевые, но очень тяжелые строительные материалы (песок, гравий, кирпич), для которых соотношение вес/цена очень высокое, что означает высокую стоимость перевозки, которая делает бессмысленной международную торговлю ими. Примером неторгуемых услуг являются услуги парик-махерской: за редким исключением суперзвезд, ни клиент, ни парик-махер не поедут специально за границу, только чтобы сделать при-ческу.
В относительных ценах транспортные расходы выглядят сле-дующим образом. Допустим, на производство товара у себя в стране требуется 6, а за границей — 12 часов. Если относительная цена труда составляет 3, то 12 часов иностранного труда стоят столько же, сколько и 4 часа местного. Поэтому товар будет импортироваться из-за рубежа. Но если перевозка импортируемого товара будет обхо-диться в 100% его стоимости, то 12 часов иностранного труда будут стоить столько же, сколько и 8 часов местного. В этой ситуации от импорта придется отказаться: дешевле производить товар самим.

Транспортные издержки (transportation costs) — все затра-ты по доставке товара от продавца к покупателю, включаю-щие стоимость фрахта, страхования, погрузки/разгрузки, упаковки/распаковки и другие сопутствующие расходы.
Транспортные издержки в 90-е годы составляют в среднем 3-4% мирового импорта, что примерно в два раза меньше, чем два десятилетия назад. Это связано с быстрым развитием и уде-шевлением, прежде всего, морского транспорта, внедрением кон-тейнерных перевозок, более интенсивным использованием тру-бопроводов. В России в 1993 году транспортные расходы состав-ляли около 8% стоимости импорта, в США — 4%. Общие объемы платежей за экспорт услуг всеми видами транспорта составили в 1993 году 245,4 млрд. долл., увеличившись в 1,5 раза по сравне-нию с 1988 годом.
Размещение предприятий
Расчеты транспортных издержек оказывают непосредствен-ное влияние на принятие решений о территориальном размещении производств. Поскольку транспортные расходы входят в издержки производства, они учитываются как экспортерами, так и импорте-рами при принятии решений о том, где создавать те или иные пред-приятия или даже отрасли, либо связанные с поставкой продукции на экспорт, либо работающие на импортном сырье.
С точки зрения территориального разделения труда выде-ляют:
» Отрасли, ориентированные на ресурсы (resource-oriented industries), — в основном добывающие отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готового продукта значи-тельно ниже, чем на перевозку сырья, из которого он произво-дится. Поскольку конечный продукт значительно легче и дороже сырья, такие отрасли располагаются в местах нахождения при-родных ресурсов. Продукцию таких отраслей называют «теряю-щей вес». Это главным образом горнорудная, алюминиевая и хи-мическая промышленность. Например, если из 100 т руды полу-чается только 1 m металла и 99 m шлака, то не имеет никакого смысла везти руду, которая на 99% состоит из ненужных компо-нентов, к отдаленному месту переработки. Лучше расположить перерабатывающее предприятие непосредственно у источника добычи.
» Отрасли, ориентированные на рынок (market-oriented industries), — отрасли, в которых транспортные издержки на пере-возку готовой продукции выше, чем на перевозку сырья, из кото-рого она производится. Продукцию таких отраслей называют «набирающей вес». В основном это обрабатывающие отрасли, которые располагают сборочными предприятиями вблизи рынков сбыта, поскольку стоимость перевозки частей для сборки ниже, чем стоимость перевозки готовой продукции (автомобилестрое-ние). Типичным примером отрасли, ориентированной на рынок, является производство прохладительных напитков. Концентри-рованные сиропы обычно выпускаются головной компанией, а филиалы, расположенные непосредственно рядом с рынками сбыта, получив сироп, добавляют воду, разливают напитки по бу-тылкам и направляют в местные магазины.
» Свободно ориентированные отрасли (footloose indus-tries) — территориально мобильные отрасли, не тяготеющие ни к источникам ресурсов, ни к рынкам сбыта. Обычно это отрасли, производящие очень дорогие, но легкие конечные продукты, для которых стоимость транспортировки составляет незначительную долю от их цены (электронные компоненты, драгоценности). Для выбора местоположения этих отраслей главную роль играет ми-нимизация издержек производства, а не транспортных издержек.