18 Март 2011

Управление ВЭД




Крайним случаем субсидирования экспорта выступает демпинг — продвижение то-вара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Для за-щиты от преднамеренного демпинга страны используют анти-демпинговые пошлины.
4. На двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, устанавливающими юридическую базу осуществ-ления торговли, включая режим — режим наибольшего благопри-ятствования или национальный режим, который предоставляется в стране иностранным товарам, услугам, капиталу, физическим и юридическим лицам. В рамках ВТО универсально признанной основой для международной торговли является РНБ — предостав-ление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, пре-имуществ и льгот, которыми пользуется и/или будет пользоваться любое третье государство, — исключения из которого допускаются только для приграничной торговли, для интеграционных объединений и для развивающихся стран.
Контрольные вопросы по теме №4
1. В чем заключаются сложности измерения нетарифных методов, и какие существуют инструменты для этого?
2. Какие методы количественных ограничений вам известны?
3. Каков экономический смысл квотирования, и какие виды квот вы знаете?
4. Что общего и в чем различие между импортным тарифом и импортной квотой?
5. Что такое лицензии, и какие методы распределения ли-цензий являются предпочтительными?
6. Почему «добровольное» ограничение экспорта не может считаться действительно добровольным?
7. Какие скрытые методы торговой политики вы знаете и в чем их экономический смысл?
8. В чем заключается различие в экономическом содержа-нии внутренней и экспортной субсидии?
9. Может ли экспортное кредитование считаться скрытым субсидированием экспорта? Почему?

ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Основные понятия:
изъятия из национального режима; меры регулирования доступа на рынок; мобильность: покупателя, продавца; от-расли: ориентированные на ресурсы, ориентированные на рынок, свободно ориентированные; транспортные издержки; международные поездки; путешественник: турист, экскурсант; услуги: факторные, нефакторные, связанные с торговлей, связанные с инвестициями.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СДЕЛКИ В СФЕРЕ УСЛУГ
Услуги можно рассматривать как своеобразный невидимый товар, в связи с чем в литературе достаточно часто торговлю ус-лугами называют «невидимой торговлей».
Торговля товарами и торговля услугами
По приблизительным оценкам, в 80-е годы услуги составляли примерно 64% мирового ВНП. Тем не менее, на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией междуна-родной экономики. Отчасти это было связано со сложностью оп-ределения самого понятия услуг, которых существует великое множество. Для целей настоящего учебника используется опре-деление, принятое в справочнике «Либерализация международных операций с услугами», разработанном ЮНКТАД и Мировым банком в середине 90-х годов .
Услуги (services) — изменение в положении институцио-нальной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.
Во время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной клас-сификации, принятой Организацией Объединенных Наций и при-знаваемой в большинстве стран мира. В соответствии с ней услу-гами считаются все товары, включенные в категории 4-9, которые в большинстве своем представляются неторгуемыми (табл. 5.2). Большая часть из них действительно производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной экономики является неторгуемой.
И торговля товарами, и торговля услугами наряду с некото-рыми другими статьями входят в счет текущих операций платеж-ного баланса любой страны. Переговоры о либерализации тор-говли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерали-зации торговли товарами. Однако существуют и серьезные каче-ственные различия между товарами и услугами и торговлей ими (табл. 5.1).
Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisible) экс-портом и импортом. Более того, в отличие от товаров, производ-ство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и по-купателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения.