18 Март 2011

Управление ВЭД




В рамках интеграционных группировок осу-ществляется до 40% международной торговли. Страны, предос-тавившие определенные торговые льготы друг другу в рамках та-ких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нару-шением принципа РНБ, искажающее влияние соглашений о соз-дании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.
» Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы преференций (ОСП) — действующая с 1971 года система таможенных льгот, предоставляемых развитыми и переходными странами, развивающаяся в виде отмены или значительного сниже-ния тарифов на импорт товаров из этих стран.
Итак, на двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, устанавливающими юридическую базу осуществ-ления торговли, включая режим — режим наибольшего благопри-ятствования или национальный режим, — который предоставляется в стране иностранным товарам, услугам, капиталу, физическим и юридическим лицам. В рамках ВТО универсально признанной основой для международной торговли является РНБ — предостав-ление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, пре-имуществ и льгот, которыми пользуется и/или будет пользоваться любое третье государство, — исключения из которого допускаются только для приграничной торговли, для интеграционных объединений и для развивающихся стран.
РЕЗЮМЕ ПО ТЕМЕ 4
1. Наряду с тарифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для количественной ква-лификации которых используются индексы частотности, покрытия торговли и воздействия на цены. Для целей сопоставимости с помощью одного из этих индексов рассчитывают стоимость не-тарифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины. В политическом плане нетарифные методы торговой политики за-частую считаются предпочтительными для правительств, по-скольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на на-селение. Количественные ограничения являются основным нета-рифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, гло-бальные и автоматические, а их распределение между экспорте-рами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на неценовой основе. «Добровольное» ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспор-тирующей страны под политическим давлением со стороны им-портера. Общий экономический эффект для импортера от ис-пользования «добровольных» ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате нара-щивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших «добровольные» ограничения на его экспорт.
2. Методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. В их число входят технические барьеры — требо-вания о соблюдении национальных стандартов, о получении сер-тификатов качества импортной продукции, о специфической упа-ковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных сани-тарно-гигиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на продажу); государственные закупки преимуще-ственно местной продукции и дискриминация против иностранной; требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость и ограничить импорт.
3. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг. Субсидии — денежные выплаты, направленные на поддержку на-циональных экспортеров и косвенную дискриминацию импор-
та, — бывают внутренние и экспортные. Субсидирование нацио-нального производства считается предпочтительной формой тор-говой политики по сравнению с импортным тарифом или квотой. Экспортные субсидии нередко приобретают форму субсидиро-ванных кредитов национальным экспортерам, выдаваемых госу-дарственными банками под ставку процента ниже рыночной, либо государственных кредитов иностранным импортерам при обя-зательном условии закупки товаров только у фирм страны, пре-доставившей такой кредит (связанный кредит).