18 Март 2011

Управление ВЭД




Это позволяет фирмам, имеющим относительно монопольное положение на внутреннем рынке, продавать свои товары по более высоким ценам, чем на внешнем рынке, где спрос более эластичен по цене и где конкуренция выше.
Как видно, необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:
» различия в эластичности спроса на товар в различных странах — спрос внутри страны должен быть менее эластичным по цене, чем спрос за рубежом;
» ситуация несовершенной конкуренции, которая позво-ляла бы производителю устанавливать и диктовать цены;
» сегментированность рынка, то есть способность произ-водителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам. Обычно этому способствуют высокие транспортные расходы и установленные государством торговые барьеры.
Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. По американскому закону, например, демпингом считается продажа товаров на американский рынок по ценам «ниже справедливых», наносящая ущерб нацио-нальной промышленности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предполагаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин (пример 4.8).
Пример 4.8
Обвинения друг друга в демпинге являются традиционным приемом торговой политики развитых стран. Например, с начала 80-х гг. каждые 5 лет только против американских корпораций выдвигает-ся более 100 обвинений в демпинге, тогда как сами США выдвигают более 350. Страны Европейского союза выдвигают порядка 280 обви-нений в демпинге своим торговым партнерам, но в то же время около 200 исков предъявляется им. Широко известен случай с обвинением ФРГ американскими производителями стали в демпинге стали на американский рынок в начале 80-х гг.: внутренняя цена западногер-манских гальванизированных стальных листов составляла 617 долл. за т, тогда как в США они продавались по 437 долл. за т. Сумма демпинга составляла 180 долл. за т, большую часть которой западно-германские производители получали в качестве дотации от прави-тельства. Департамент торговли США пригрозил ввести антидемпин-говые пошлины на импорт стали из ФРГ, в результате чего герман-ское правительство решило «добровольно» ограничить экспорт стали немецкими предприятиями в США.
В практике стран с переходной экономикой обвинения в дем-пинге были связаны в основном с сильными различиями в системе ценообразования и постепенностью процесса перехода на свободное ценообразование на внутреннем рынке. Например, Россия неодно-кратно в начале 90-х гг. обвинялась в демпинге алюминия на мировой рынок, что было связано даже не столько с государственным субси-дированием алюминиевой промышленности, которое тоже имело ме-сто, сколько со значительным разрывом в уровне внутренних и миро-вых цен, который остался от централизованно планируемой системы. Под угрозой применения антидемпинговых процедур Европейским союзом Россия была вынуждена ввести квоты на экспорт алюминия.

Антидемпинговая пошлина (unti-dumping duty) — времен-ный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий не-честной ценовой конкуренции на основе демпинга.
Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют од-ним из следующих способов:
» Как разницу в цене, по которой товар реально продается на рынке экспортирующей страны и на рынке импортирующей. Если товар производится только на экспорт и не продается на рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны-импортера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны;
» Как разницу в цене, по которой товар должен был бы продаваться на рынке экспортирующей страны, и цены, по которой он реально продается на рынке импортирующей страны. По-тенциальная цена продажи товара на рынке экспортера устанав-ливается на базе суммы издержек производства, общих издержек, прибыли на продажу на внутреннем рынке и стоимости упаковки и транспортировки товара в импортирующую страну.