18 Март 2011

Управление ВЭД




Экспортные кредиты иногда рассматривают как разновид-ность внешней помощи другим государствам (пример 4.7). Раз-меры субсидирования через льготное кредитование рассчитыва-ются как разница между процентной ставкой по льготному кре-диту и текущей рыночной процентной ставкой. В банковской практике процентные ставки по экспортным кредитам обычно существенно ниже ставок по другим видам кредитов и нередко являются предметом согласования между странами в рамках кар-тельных соглашений. Кроме того, существуют многочисленные неподдающиеся количественной оценке способы стимулирования экспорта через экспортные кредиты, так же как перенесение сроков первых платежей по кредитам на более дальний период, оплата кредитов в валюте покупателя или в форме товарных поставок, государственное льготное страхование экспортных кредитов и т.д.
Пример 4.7
По оценкам МВФ, в 1988-1993 гг. объем экспортных кредитов утроился и достиг к 1994 г. порядка 400 млрд. долл. На экспортные кредиты приходится пятая часть всего внешнего долга развивающих-ся и переходных стран. Экспортное кредитование сильно сконцен-трировано на небольшой группе стран: 10 стран получают 63% всех экспортных кредитов.
Австрия, ФРГ и Нидерланды осуществляют экспортное креди-тование через частные компании (соответственно, ОеКВ, Hermes, NCM). В США в середине 30-х годов был специально создан Экс-портно-импортный банк (Эксимбанк) с целью предоставления льгот-ных кредитов американским экспортерам и кредитов зарубежным импортерам под условие приобретения ими американских товаров. Льготное кредитование обеспечивает примерно 10% американского экспорта и по 45% экспорта Японии, Франции и Великобритании. В значительной степени своим успехом на международных рынках корпорация «Боинг» обязана льготным кредитам Эксимбанка, за счет которых иностранные государства приобретали ее самолеты.
В 1993 г. Россия и другие страны бывшего СССР стали в сово-купности крупнейшим получателем экспортных кредитов в мире — около 48% от общего объема кредитования. За ними следовали Китай (32%), Бразилия (22%), Мексика (21%). Практически все двусторон-ние межправительственные кредиты, получаемые Россией от ино-странных государств, имеют связанный характер, то есть обусловле-ны закупкой определенных товаров в предоставившей их стране, и поэтому могут рассматриваться как форма торговой политики стиму-лирования экспорта. Так, практически все кредиты, полученные от США и Канады в 1970-1980 гг., были связаны с закупкой зерна в этих странах.

Демпинг
Субсидирование экспорта с целью его форсирования в усло-виях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.
Демпинг (dumping) — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.
Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов от-дельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:
» Спорадический демпинг (sporadic dumping) — эпизоди-ческая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка, и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внут-ренняя, цене на внешний рынок.
» Преднамеренный демпинг (predatory dumping) — вре-менное умышленное снижение экспортных цен с целью вытесне-ния конкурентов с рынка и последующего установления моно-польных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издер-жек производства.
» Постоянный демпинг (persistent dumping) — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.
» Обратный демпинг (reverse dumping) — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
» Взаимный демпинг (reciprocal dumping) — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным це-нам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем.