18 Март 2011

Управление ВЭД




Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их исполь-зующей.
Учитывая, что экспортная субсидия является дополнитель-ным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законодательного одобрения.
Аргументы, которые высказываются обычно для оправдания экспортных субсидий, сводятся к тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс.
Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО счи-таются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разно-образные формы, которые приобретают внутренние и экспортные субсидии, точно определить их размер непросто. В начале 1980 года семь крупнейших индустриальных стран выдавали только экспортных субсидий на 1,5-3 млрд. долл. в год. В 1984-1986 гг. внутренние субсидии в США на молоко составляли 66% его про-дажной цены, в Европейском союзе — 56%, в Японии — 82%, на сахар, соответственно, 76, 75 и 72%; в среднем по восьми сель-скохозяйственным продуктам (яйца, молоко, птица, говядина, пшеница, сахар, рис, соя-бобы) внутренние субсидии составляли от рыночной цены 35% в США, 49% — в Европейском союзе и 64% — в Японии. Очевидно, что с экономической точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импор-тер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пошлины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты иностранным го-сударствам, связанным обязательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.
Экспортные кредиты
Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.
Экспортное кредитование (export credit) — метод финан-совой нетарифной внешнеторговой политики, предусматри-
вающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:
» субсидированных кредитов национальным экспорте-рам — кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
» государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
» страхования экспортных рисков национальных экс-портеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (не-ожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).
Экспортные кредиты бывают:
» краткосрочными — на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;
» среднесрочными — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;
» долгосрочными — на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших про-ектов.
Организационная форма предоставления экспортных креди-тов, так же как и взаимоотношения между агентствами по экс-портному кредитованию и государствами, весьма сложна. Такое агентство может быть департаментом внутри правитель-
ственного министерства, самостоятельной организацией на правах министерства и даже частной фирмой, работающей под контролем правительства. Нередко национальные агентства по экспортному кредитованию вступают в договорные отношения друг с другом для финансирования экспорта из более чем одной страны, коорди-нации политики и обмена информацией о заемщиках. Наиболее крупными объединениями агентств по экспортному кредитованию являются:
» Экспортная кредитная группа (Export Credit Group) — группа представителей правительств и агентств по экспортному кредитованию в рамках ОЭСР, которая регулирует предоставле-ние среднесрочных экспортных кредитов на 2 и более лет. В числе условий, которые члены группы обязались соблюдать, сле-дующие: оплата наличными деньгами, по меньшей мере, 15% стоимости экспортного контракта; выплата по кредитам должна происходить через регулярные промежутки времени в течение
5 лет относительно богатыми и в течение 10 лет всеми остальными странами; минимальные ставки процента по кредитам должны быть связаны с рыночными ставками, минимальная доля льготного компонента в кредите — 35% для наименее развитых стран.
» Бернский союз — Международный союз страхования кредитов и инвестиций (the Bern Union) — совещательный орган агентств по экспортному кредитованию, служащий местом обмена информацией в области краткосрочного экспортного кредито-вания.