18 Март 2011

Управление ВЭД




Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;
» косвенные — скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия стра-хования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных по-шлин и пр.
Субсидии могут предоставляться как производителям това-ров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.
Для производителей в обоих случаях субсидия является не-гативным налогом, поскольку он выплачивается им правительст-вом, а не вычитается из их прибыли.
Внутренняя субсидия (domestic subsidy) — наиболее замас-кированный финансовый метод торговой политики и дискри-минации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, кон-курирующих с импортными.
Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования импорта была вызвана, прежде всего, отменой директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валют-ному курсу. В результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам (пример 4.6).
Пример 4.6
В России субсидии на импорт были введены в 1992 г. в качестве замены специального заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Государство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию — и вовсе 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное — 22, детское питание — 5%. Импортные субсидии составляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. На протяжении последующих лет правительство России со-кращало бюджетные субсидии как путем уменьшения списков това-ров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэф-фициентов. В начале 1994 г. практически весь централизованный им-порт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП.
Импортные субсидии, главным образом на разнице официаль-ного и рыночного валютных курсов, существовали в 1992-1993 гг. в Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП. В Казахстане в 1992 г. они осуществлялись, кроме того, через централизованный валютный фонд. В Литве в 1992-1993 гг. субсидировался импорт энергоносите-лей. На Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению.

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экс-портерам.
Экспортная субсидия (export subsidy) — финансовый не-тарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что по-зволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.
Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики за-ключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увели-чивает относительное предложение местных товаров, конкури-рующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира.