18 Март 2011

Управление ВЭД




Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках по-литики импортозамещения, которая предполагает создание и нара-щивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содер-жании местных компонентов, чтобы избежать перемещения про-изводства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости (см. пример 4.5).

Пример 4.5
В 1982 г. американская палата представителей одобрила проект «Закона о справедливой практике в производстве автомобилей», ко-торый, правда, не прошел конгресс и поэтому не стал законом. Спра-ведливая практика понималась американскими законодателями, в числе прочего, как введение требования о содержании местных ком-понентов для всех автомобильных фирм. Это делалось для того, что-бы, с одной стороны, предотвратить перемещение производства аме-риканских фирм за рубеж, а с другой — привлечь иностранные авто-мобильные фирмы в страну и тем самым поддержать занятость. По проекту, американская корпорация «Форд моторз» должна была про-изводить не менее 90% стоимости своего автомобиля в США, а япон-ская «Тойота» — не менее 71%, если она хотела экспортировать това-ры на американский рынок. При этом для американской компании это означало сдерживание перемещения производства отдельных компонентов в латиноамериканские страны, где их можно было бы производить с меньшими издержками, а для японской компании — необходимость переноса большей части производства в США как из Японии, так и из развивающихся стран, что также увеличивало издержки.

Итак, методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. В их число входят технические барьеры — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных са-нитарно-гигиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на продажу); государственные закупки преимуще-ственно местной продукции и дискриминация против иностранной; требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость и ограничить импорт.
ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Помимо защиты внутреннего рынка от импорта из-за рубежа с помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть кото-рых основана на прямом или косвенном гарантировании и субси-дировании правительством национальных экспортеров. Приобре-тая разнообразные, зачастую весьма замысловатые формы и осу-ществляясь через весьма усложненные схемы, финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора — самих экспортеров и обслуживающих их банков.
Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми мето-дами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.
Субсидии
Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.
Субсидия (subsidy) — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дис-криминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делятся на:
» прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его из-держек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр.