18 Март 2011

Управление ВЭД




Сертификация призвана обеспечивать ввоз в Россию товаров, соответствующих российским стандартам и другим российским ак-там, определяющим требования к качеству. Соответствие требовани-ям к качеству трактуется широко как безопасность товара для жизни, здоровья и имущества и его экологическая чистота. Сертификация в России является предварительной, то есть выступает условием вы-пуска товара на ее таможенную территорию, и платной.
Еще один технический барьер, осложняющий экспорт, — суще-ствовавший с 1 июля 1992 г. по 1 марта 1995 г. порядок регистрации экспортеров стратегически важных товаров, в соответствии с кото-рым экспорт нефти, газа, электроэнергии, угля, древесины, металлов, удобрений, пушнины, зерна и некоторых других товаров мог осуще-ствляться только организациями, зарегистрировавшимися, как спец-экспортеры, в Министерстве внешнеэкономических связей. Учиты-вая, что перечисленные товары составляли львиную долю российско-го экспорта, и что регистрация была связана с неизбежными злоупот-реблениями, требование о регистрации спецэкспортеров представляло собой существенный технический барьер для экспорта.
Внутренние налоги и сборы с импортных товаров представлены в России акцизом, взимаемым с некоторых импортных товаров (вин-но-водочные, табачные, ювелирные изделия, автомобили, меха и пр.) по ставкам от 20 до 100%, и налогом на добавленную стоимость в размере 20% таможенной стоимости, взимаемым со всех импортных товаров, за небольшим исключением. Применялся также и спецналог на импорт в размере 3%. Отдельные местные органы государственной власти периодически вводят местные налоги на продажу импортных товаров для пополнения местного бюджета.

Технические барьеры далеко не всегда являются только ме-тодом протекционизма. Во многих случаях их введение продик-товано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей обо всех возможных рисках использования товара в инструкции, при маркировке, на этикетке.
» Внутренние налоги и сборы (domestic taxes and charges) — скрытые методы торговой политики, направленные на повыше-ние внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государ-ственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импорт-ные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том, что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.
» Политика в рамках государственных закупок (state procurements) — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1933 года, получившему название «Акт «Покупай американское»", платило на 12% больше, а для оборонных товаров — на 50% больше американским поставщикам по сравнению с ино-странными. В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практи-чески не было торговли оборудованием связи, поскольку от госу-дарственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.
» Требование о содержании местных компонентов (local content requirement) — скрытый метод торговой политики госу-дарства, законодательно устанавливающего долю конечного про-дукта, которая должна быть произведена национальными произ-водителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.