18 Март 2011

Управление ВЭД




Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.
Контрольные вопросы по теме №3
1. Какие формы государственного регулирования между-народной торговли вам известны?
2. В чем различие политики свободы торговли и протек-ционизма?
3. Перечислите основные инструменты торговой политики.
4. Что такое таможенный тариф?
5. Как классифицируются таможенные пошлины?
6. Что такое тарифная эскалация?
7. В чем заключается отличие экономики экспортного та-рифа от импортного?
8. Какие аргументы используются сторонниками и про-тивниками тарифов?

ТЕМА 4. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Основные понятия:
антидемпинговая пошлина; внутренние налоги; госу-дарственные закупки; демпинг: спорадический, взаимный, обратный, постоянный, преднамеренный; «добровольное» ограничение экспорта; квота: глобальная, индивидуальная; количественные ограничения; контингент; лицензирование; национальный режим; лицензии: автоматические, глобаль-ные, генеральные, разовые; режим наибольшего благоприят-ствования; субсидии: косвенные, прямые, внутренние, экс-портные; технические барьеры; торговый договор; требование о содержании местных компонентов; экспортное креди-тование.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
В дополнение к тарифным методам государственного регу-лирования международной торговли правительства активно ис-пользовали нетарифные методы — количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличие от таможенных та-рифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика не-тарифных методов дает возможность правительствам использо-вать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для дос-тижения своих целей в области торговой политики.
Измерение нетарифных методов
Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов:
» Индекс частотности (frequency index) — индекс, пока-зывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ог-раничениями. Обычно используется для определения уровня не-тарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей импорта и их эффективность для экономики;
» Индекс покрытия торговли (trade coverage ratio) — по-казывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нета-рифных барьеров;
» Индекс воздействия на цены (price impact index) — со-отношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограни-чениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся раз-ница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от не-тарифных ограничений.
Обычно для целей сопоставимости с помощью одного из перечисленных индексов рассчитывают стоимость нетарифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины (процент от таможенной стоимости товара). Проведенное в США в середине 70-х годов исследование нетарифных ограничений импорта 90 различных товаров 15 развитыми странами показало, что, напри-мер, при импорте мясных продуктов Японией, номинальный тариф на которые составляет лишь 13%, нетарифные ограничения импорта мяса увеличивают его цену на японском рынке по срав-нению с мировой еще на 161%. В США при номинальном тарифе на импорт фруктов в 7%, используемые кроме того, нетарифные ограничения увеличивали внутреннюю цену фруктов еще на 128%. Но и здесь возникает проблема, связанная с тем, что на один и тот же товар могут накладываться и таможенная пошлина, и нетарифные ограничения; при этом если таможенная пошлина всегда является мерой ограничения, то нетарифные барьеры — только при определенных условиях. Например, если импорт то-вара подлежит обложению пошлиной и квотированию, то по-шлина выполняет свою ограничительную функцию всегда, неза-висимо от количества ввезенного товара. Квота же становится ограничителем только после того, как импорт достиг обуслов-ленного властями объема.
Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата.