18 Март 2011

Управление ВЭД




Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партне-ров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные дей-ствия, ущемляющие интересы страны, со стороны других госу-дарств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшест-вует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно стано-вится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
4) По происхождению:
» автономные — пошлины, вводимые на основании одно-сторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки та-моженных пошлин устанавливаются соответствующим ведомст-вом (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
» конвенционные (договорные) — пошлины, устанавли-ваемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
» преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тари-фом, которые накладываются на основе многосторонних согла-шений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
5) По типам ставок:
» постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляю-щее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными став-ками;
» переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
6) По способу вычисления:
» номинальные — тарифные ставки, указанные в тамо-женном тарифе. Они могут дать только самое общее представле-ние об уровне таможенного обложения, которому страна подвер-гает свои импорт или экспорт;
» эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, на-ложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Виды та-моженных пошлин суммированы в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Виды таможенных пошлин
По способу взимания Специфические Адвалорные Комбинированные
По объекту об-ложения Импортные Экспортные Транзитные
По характеру Сезонные Антидемпинговые Компенсационные
По происхож-дению Автономные Конвенционные Преференциальные
По типам ста-вок Постоянные Переменные -
По способу вы-числения Номинальные Эффективные -

Уровень таможенного обложения и классификация товаров
Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены то-вара, фиксируемой статистикой.
Таможенная стоимость товара (customs value) — нормаль-ная, складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной деклара-ции.
Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, то есть практически той цены, по которой они продаются в стране отправки. Таможенная стоимость товара в западноевропейских странах — членах Европейского союза оценивается на базе СИФ, то есть включает помимо цены самого товара также стоимость его страхования и транспор-тировки до порта назначения. Беларусь и Россия как страны, вхо-дящие в таможенный союз, в вопросе определения таможенной стоимости товара стоит ближе к западноевропейским странам .