18 Март 2011

Управление ВЭД




Разность валовых внешних активов и пассивов страны дает величину ее чистой инвестиционной позиции.
Чистая инвестиционная позиция (net investment position) — соотношение между международными финансовыми ресур-сами, которыми располагает страна, и ее задолженностью перед другими странами.
Запасы прямых инвестиций определяются на основе их те-кущей рыночной балансовой стоимости, указываемой в отчетности предприятий с прямыми инвестициями. Запасы портфельных инве-стиций учитываются по текущим ценам, складывающимся на рын-ке на определенную дату отчетного периода.
На основе чистой инвестиционной позиции можно прибли-зительно оценить уровень чистого инвестиционного дохода стра-ны на ее иностранные активы и пассивы, который в некоторых странах является крупной статьей доходной части бюджета и счета текущих операций платежного баланса. В принципе грубая оценка инвестиционного дохода из-за рубежа может основываться на оценке объема чистых иностранных инвестиций данной страны и преобладавшей в течение прошедшего года средней процентной ставки по таким активам. Обычно используется ставка Либор плюс небольшая премия размером в 1-1,5 процентного пункта. Однако, если норма доходов на внешние активы больше, чем платежи по внешним пассивам, чистый инвестиционный доход будет положительным, тогда как чистая инвестиционная позиция может быть отрицательной, например, в результате того, что в первые годы дивиденды обычно меньше суммы инвестиций в акционерный капитал.
Краткие выводы. Итак, «под чертой» платежного баланса показываются резервные активы — международные высоколик-видные активы страны, которые находятся под контролем ее де-нежных властей или правительства и в любой момент могут быть использованы ими для финансирования дефицита платежного ба-ланса и регулирования курса национальной валюты. Основной критерий отнесения того или иного актива к числу резервных за-ключается в определении того, может ли правительство или ЦБ осуществлять реальный и прямой контроль над ним. В число ре-зервных активов страны входят монетарное золото, СДР, резерв-ная позиция в МВФ, валютные и прочие активы. Страны, испы-тывающие трудности с финансированием отрицательного сальдо платежного баланса, могут прибегать к его исключительному финансированию — операциям, проводимым по согласованию и при поддержке их зарубежных партнеров в целях снижения от-рицательного сальдо до уровня, который может быть профинан-сирован традиционными средствами. В их числе — аннулирование внешнего долга, обмен задолженности на акции, заимствование для урегулирования платежного баланса, переоформление задол-женности и просрочка платежей по задолженности. Производным от платежного баланса статистическим отчетом является баланс международных инвестиций, показывающий накопленные запасы внешних финансовых активов и обязательств страны. Баланс ме-ждународных инвестиций на конец определенного периода, на-зываемый инвестиционной позицией, отражает совокупность фи-нансовых операций, стоимостных изменений и других корректи-ровочных процедур, имевших место на протяжении рассматри-ваемого периода, и определяет величину внешних активов и пас-сивов страны. Чистая инвестиционная позиция показывает соот-ношение международных финансовых ресурсов, которыми рас-полагает страна, и ее задолженности перед другими странами.
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, фи-нансовых, денежно-кредитных, мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.
В целом фундаментальное отклонение платежного баланса от равновесия длительное время не может сохраняться, так как при благоприятном состоянии внешних расчетов оно вызывает расши-рение валютных резервов и способствует инфляции, а при неблагоприятном — истощает резервы и требует от государства проведения мероприятий, болезненно отражающихся на внут-ренней экономике. В особенности это проявляется при крупном дефиците платежного баланса.
Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленный либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеторговых операций в зависимости от ва-лютно-экономического положения страны (см., например, [3]).
Фактически при дефиците платежного баланса выбор инст-рументов государственного воздействия сводится к двум разно-видностям мер: либо так называемая политика дефляции, т.е. об-щего сокращения спроса в стране, что означает содействие сдер-живанию или даже абсолютному сокращению роста экономики, либо специальные меры воздействия на внешние расчеты путем прямого государственного регулирования отдельных статей пла-тежного баланса.